Отдых и развлечения

главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты
+ ?

Волгоград

Отдых и развлечения / Отдых и развлечения / StalingradFest /

Один за всех

 
Автор: Елена Александренкова, 03 ноября 2009 г.

Этой осенью театральный сезон в Волгограде начался фестивалем моноспектаклей (театров одного актёра) «Один и все».

Лично я раньше видела актёра один на один с залом только на творческих встречах. Не скрою, с трудом могла представить как артист сможет сыграть целый спектакль, в котором несколько персонажей. Не каждый согласится, а вернее сказать, решится на этот шаг. Во время игры рассчитывать приходится только на себя.

Меня же как человека, который первый раз был на подобном мероприятии, мучил один, почти гамлетовский, вопрос: сможет или не сможет… актёр удержать внимание зрителя на протяжении часа? Приблизительно столько в общей сложности идут моноспектакли. Ответ оказался утвердительным. Более того артисты показали, что моноспектакли могут существовать в самых разных жанрах и стилях.

Руководитель фестиваля Зинаида Гурова знала кого приглашать. Почти все актёры — мастера высочайшего класса — заслуженные артисты и деятели искусств, причём не только России, но и Польши, Литвы, Украины и Калмыкии. Всего в афише фестиваля значилось 12 спектаклей. Сама Зинаида Гурова представила два своих спектакля — премьеру «Незабываемое» и «Старосветскую любовь» по Гоголю.

Как Гуровой удаётся быть сразу в двух ипостасях — организатора фестиваля и актрисы? Загадка. Может быть потому что она умеет видеть цель и не замечать препятствий. А целей у фестиваля было несколько, признаётся Зинаида Тихоновна: «Во-первых, хотелось познакомить публику с новыми спектаклями и интересными актёрами. Показать нашему зрителю, что моноспектакль способен подаваться в весьма интереснейшей интерпретации. Во-вторых, вдохновить деятелей и любителей искусства к культурному обмену. И в-третьих, хотелось объединить все наши театры. В этом году местом проведения фестиваля стали сразу несколько сценических площадок — Центральный концертный зал, Областной кукольный театр, ТЮЗ, Царицынская опера, Волгоградский Театр Одного Актёра, Дом Профсоюзов и даже его веранда. Словом от огромного зала до подвальчика. К сожалению не все коллеги «по цеху» нас поддержали. Сложные переговоры были с ТЮЗом. ато руководитель ЦКЗ Виктор Кияшко предоставил свою сценическую площадку совершенно на безвозмездной основе».

«Однако, — признаётся Гурова, — без финансовой поддержки областной администрации, в частности зам. губернатора по культуре Василия Ивановича Галушкина и областного комитета по культуре фестиваль вряд ли бы удалось провести на таком высоком уровне».

И всё же в том, что уже третий фестиваль моноспектаклей проходит в Волгограде в первую очередь заслуга самой Зинаиды Гуровой. В её ведении находилось буквально всё: от личной встречи гостей на вокзале, размещения в гостинице, организации питания до ежевечерних обязательных обсуждений спектаклей. Зинаида Тихоновна как Фигаро успевала побыть везде, внимательно смотрела спектакли, общалась с гостями, давала интервью СМИ, согласовывала время репетиций и даже заботилась об обеспечении актёров необходимым реквизитом. Например, ей пришлось объехать несколько магазинов в поисках 12 вилков капусты определённых размеров, которые нужны были для спектакля украинской актрисы Лидии Данильчук, а ещё до полуночи вместе с актёром Петром Кондратом из Польши искали специальные дрова и смесь для розжига огня необходимые для его представления на площади.

Игорь ЛаринВ первый фестивальный день волгоградская публика заслужено рукоплескала актёру, сценаристу и искусствоведу из С. — Петербурга Игорю Ларину, сыгравшего спектакль «Мой первый друг» по воспоминаниям Пущина . На сцене минимум декорации (стул, и большой лист, в качестве плаката — исписанный листок Пушкина), поэтому все ситуации переданы в основном с помощью актёрской речи, мимики и жестов. На представление пришло много старшеклассников, и после спектакля я услышала как молодые люди задавали сопровождающему их педагогу вопросы о лицее и лицеистах. Так что можно с уверенностью сказать, что в воспитании и обучении нашего молодого поколения этот спектакль сыграл свою положительную роль и пробудил интерес не только к поэту и его стихам, но и к близким друзьям Пушкина.

Второй день фестиваля был очень насыщенным. Зрители смогли увидеть 5 постановок. Не прошёл незамеченным детский кукольный спектакль «Соловей». Маленьким зрителям спектакль понравился. По ходу действия они бурно переживали за героев сказки. Кукольный спектакль заинтересовал экспертный совет фестиваля. Как заметил президент ассоциации фестивалей театров одного актёра МИТ — Юнеско Валерий Хазанов:

—  Кукольный жанр редко присутствует на наших фестивалях, а жаль, на мой взгляд, это очень интересно.

Олег БеловСпектакль, который жюри с нетерпением ожидало, был «Холстомер». Сценическую версию знаменитой повести Льва Толстого представил на суд зрителей актёр самарского театра «Актёрский дом» Олег Белов. Артист не скупился на выразительные средства, передавая страдания несчастного животного, непонимающего, почему люди так жестоко обошлись с ним. Игра актёра великолепна. Однако жюри фестиваля были разочарованы режиссурой. Заслуженный деятель искусств Украины, режиссёр и театровед Ирина Волицкая поделилась впечатлениями: «В спектакли есть интересные моменты и придумки. Однако режиссура и актёр существуют отдельно».

На фестивале была представлена даже своя моноопера — по мотивам Франсиса Пуленка «Человеческий голос» в исполнении волгоградской певицы Анны Девяткиной. Созданная в 1958-м на литературной основе монодрамы Жана Кокто опера Пуленка исполняется не так часто. «Потому, что моноопера это безумно трудный материал. Сложно почти час в напряжении держать слушателей соло-вокалом» — пояснил художественный руководитель Каунасского камерного театра Станиславас Рубиновас. Режиссёр и театровед Ирина Волицкая добавила: «К сожалению, опера со времён Вагнера не движется вперёд. Да, голос прекрасный, слушать приятно, но драматизма постановке явно не хватило. Где кто? Где игра?»

Петр КондратПредставление «Гамлет 24 часа» польского актёра Петра Кондрата состоялось под открытым небом, на уличной веранде Дворца профсоюзов. Несмотря на то, что были приняты все меры пожарной безопасности, собраны разрешения от различных административных структур, однако стражи порядка намеривались запретить действо, так как беспокоились, чтобы «актёрские штучки» с огнём случайно не спалили известное всем волгоградцам здание облсовпрофа. Спектакль оказался на грани срыва. Пока руководитель фестиваля Зинаида Гурова вела переговоры, Кондрат решил отрепетировать фрагмент из пьесы и проверить настройку звука. Этот странный иностранец буквально ошарашил нашу доблестную милицию своей экспрессией, когда он сперва начал что-то говорить по-польски, затем добежал с факелом до фонтана и с криком вернулся назад. Видимо этот момент репетиции стал весомым аргументом в пользу того, чтобы спектакль состоялся.

Представление началось, когда на город упали сумерки. И хотя спектакль шёл исключительно на польском языке, зрители не расходились, наоборот, с каждой минутой их становилось всё больше. Один из очевидцев посчитал, что если в начале спектакля за игрой «уличного актёра» наблюдало около сотни любопытствующих, то к концу спектакля «мобильный уличный зрительный зал» насчитывал никак не меньше 350-400 человек.

Завершился второй день фестиваля премьерой «Незабываемое» в исполнении Зинаиды Гуровой. Сам спектакль сложный по своей структуре. В нём режиссёр В. Кулагин соединил произведения трёх авторов. Жизнь семи разных героинь сплетается в единый и многогранный образ русской женщины. Как в калейдоскопе, сменяются короткие, но самые яркие фрагменты биографии героинь. В спектакле звучит много песен, и частушек военного времени. Они — словно невидимые декорации, на фоне которых проходит война. Даже не оглядываясь на соседей в зале, я ощущала, как ошеломила зрителей встреча с Чистотой, Любовью и Верой того, военного поколения.

После представления, на обсуждении актёры и гости фестиваля много говорили о премьере. Она произвела на них неизгладимое впечатление. Президент ассоциации фестивалей театров одного актёра МИТ — Юнеско Валерий Хазанов задумчиво сказал: «Действительно сколько их простых русских женщин, которые ждали своих любимых и родных, не зная живы ли они, приведёт ли Бог снова встретиться, страдали, голодали, растили детей и ждали, ждали…» Жюри фестиваля отметило особую атмосферу спектакля и великолепную игру актрисы. Заслуженный деятель искусств Украины Ирина Волицкая подметила как «Зинаида Гурова очень изящно и артистично работает с реквизитом, а играет так, словно кружева плетёт».

Вероятно, моё мнение будет субъективным, но хотелось отметить, фестивальная афиша была выстроена так, что с каждым днём спектакли были всё интересней. Как известно публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть. Я наконец-то получила те впечатления, которые всегда жду от театра и очень редко дожидаюсь. Третий день фестиваля преподнёс также немало приятных сюрпризов.

Актриса Нижегородского театра драмы Наталья Кузнецова перед спектаклем заметно волновалась. Постановка по мотивам произведений Фёдора Абрамова «Запев Мадонны с Пинеги» одна из самых интересных работ режиссёра Владимира Кулагина, однако спектакль статичный.

Подобные постановки созданы для малых залов, где актёру проще установить контакт со зрителем. Наталья Кузнецова переживала: как будет смотреться представление в зале на 250 мест и как его воспримут. Переживания актрисы оказались напрасными. Судя по реакции зрителей, пьеса затронула их сердца, хотя на спектакле было немало молодых людей, для которых советский период — время далёкого прошлого.

Стоит отметить, что на всех фестивальных показах было много молодёжи. «Это очень важно, так как приходит новое поколение, которое учится ценить высокое искусство» — считает художественный директор международных Врословских Встреч Театров Одного Актёра Веслав Герас.

Лидия МансуроваПриятно удивила актриса Лидия Мансурова из Элисты. Моноспектакль «Я жду тебя любимый» оставил у зрителей и жюри очень тёплое впечатление. Актриса очень точно передала, созданный ею образ. В Мансуровой так много экспрессии, что ей просто не хватало места на подмостках маленького зала кукольного театра. Озорной и смешной «женский» взгляд на жизнь был интересен не только женской аудитории, но и мужской половине зрительского зала, а также членам жюри.

Последний день фестиваля открыл спектакль «Ричард после Ричарда» режиссёра Ирины Волицкой и украинской актрисы Лидии Данильчук. Зрелище необычное, непривычное для нашего зрителя, но весьма привлекательное. Настоящее шоу. Этот своеобразный «Ричард из Львова» одновременно говорит на украинском, английском, немецком языках. Лидия ДанильчукТеатральное солнце сияет кинжалами. Ричард (Л. Данильчук) вытряхивает из чёрного одеяла на пол кочаны капусты. Это срубленные головы родственников, друзей и соратников короля. Ричард разговаривает с ними, а потом берёт ножи и неистово «рубит на капусту». Этот хруст звучит подобно хрусту костей.

После спектакля зрители делились друг с другом впечатлениями. Один молодой человек сказал: «Слова понял не все, но смысл — ясен и само зрелище завораживает». Другая зрительница выходила из зала со словами: «У меня прямо мурашки по коже пробежали, когда она сначала пела колыбельную и гладила два маленьких кочана, как будто детей ласкала, а потом занесла над ними ножи и начала неистово их крошить».

Станислав РубиновасХудожественный руководитель Каунасского камерного театра режиссёр Станиславас Рубиновас, и его сын, Александрас Рубиновас, показали волгоградцам свою работу «Спектакль после спектакля». Представление построено так, что в игру невольно вступают и сами зрители. При этом не все сразу понимают, что представление уже идёт. По замыслу, действие начинается сразу после того как закончился воображаемый спектакль. Один молодой человек, к которому Рубиновас в самом начале обратился с вопросом: «Почему у вас такой скучающий взгляд, наверное, вам не понравился мой спектакль?» — решил в свою защиту высказать пару критических замечаний. Меня актёр попросил выйти из зала, чтобы посмотреть «не ушла ли та пожилая пара, которая с таким интересом смотрела спектакль». Так на некоторое время мы зрители стали актёрами.

Сам актёр на глазах публики ещё раз возвращается к сыгранным пьесам и размышляет. Что удалось? Что не получилось? Почему? Что и кто мешает актёру сыграть так, как он чувствует? Падающие номерки, мобильный телефон, тренькающий во время спектакля или муха, летающая по сцене и отвлекающая на себя внимание зрителей, а может та девушка, в первом ряду, в короткой юбке.

Заключительным аккордом фестиваля стал спектакль «Старосветская любовь» по Н. Гоголю, в исполнении Зинаидой Гуровой. Его хорошо знают не только в Волгограде и России, но и за рубежом. Он является лауреат Международных фестивалей спектаклей одного актёра в Москве и во Вроцлаве.

Зинаида Гурова очень трогательно передаёт диалог двух старичков хлопотуньи Пульхерии Ивановны и «большого ребёнка» Афанасия Ивановича НИКОЛАЙ КОЛЯДА По мотивам повести Н.В Гоголя «Старосветские помещики» Автор сценической версии и режиссёр — Валерий Фокин Сценография и костюмы — Александр Боровский Музыка — Студия «Аудиотеатр» Хореография — Николай Андросов В ролях: Лия Ахеджакова, Богдан Ступка, Игорь Ясулович, Галина Петрова, Надежда Маркина, Мария Нефедова Премьера — декабрь 1999 года Спектакль «…о неизбежности смерти, о готовности к ней. О продолжении любви за пределами жизни. Об искусстве любить и умирать, которому трогательная хлопотунья Пульхерия Ивановна обучает своего большого ребёнка Афанасия Ивановича.; Валерий Фокин не уставал повторять, что, написав «Старосветских помещиков», Гоголь написал не лучшее, а любимое своё произведение. И спектаклем своим объяснил — почему. Потому что и неизбежность может быть светлой.» (Ольга Фукс «Вечерняя Москва» 7.02.2000) ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ: «Пьеса Николая Коляды «Старосветская любовь» по мотивам повести Гоголя в постановке Валерия Фокина стала, несомненно, одним из ярчайших событий этого сезона. …Образы, созданные драматургом, режиссёром и актёрами, богаты и одновременно просты. И это, пожалуй, один из весьма немногочисленных спектаклей, на которых одиночество не царит, а побеждается любовью, взаимопониманием и верностью». Ольга Смыслова, «Культура», март 2000. «Ах, какой удивительный сон поставил Валерий Фокин! Режиссёр погружает зрителя в философские размышления об истинных ценностях, о том, что есть полнота и смысл жизни. Ступка и Ахеждакова не вызывают идиллического умиления, но глубокое сострадание, к которому многие не готовы». Вл. Мельниченко, «Трибуна» «Валерий Фокин пытается разглядеть ту истину, которая открылась Гоголю в «Старосветских помещиках». Удаётся это не сразу: сперва Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна кажутся слащавыми, карикатурными неживыми. Но Фокин всматривается в их тени, вслушивается в их голоса, не щадя при этом зрителя, не упрощая свои ощущения от этих голосов до стандартного умиления. За редисочно-кисельной шелухой вдруг обнаруживается любовь. Настоящая, хотя и старосветская». Валентина Львова, «Комсомольская правда» «Валерий Фокин как мог сберёг звуки гоголевской повести. Потрескивание огня в печке, разноголосый скрип дверей, мешающийся с сонным басовитым постаныванием Афанасия Ивановича или тоненьким сопением Пульхерии Ивановны, муторное, будто сквозь зевоту, пение дворовых девок, хоть чуть-чуть наполняют постановку той неизъяснимой прелестью, которой дышат строчки Гоголя». Майя Одина, «Сегодня» Лия Ахеджакова в спектакле «Персидская сирень»о том, «не покушать ли коржиков с салом, или пирожков с маком, или рыжиков солёных», а так же поддразнивающие невинные беседы в духе «а что, Пульхерия Ивановна, если бы вдруг загорелся дом наш, куда бы мы делись»? По ходу пьесы Пульхерья Ивановна(Гурова), угощала зрителей настоящими пирожками, и давала отведать своей спиртовой настойки. Этот спектакль умный, милый, щемящий, по сути, является гимном вечной любви. Даже те участники фестиваля, которые видели его ранее с удовольствием посмотрели ещё раз и отметили, что у себя дома Гурова играла ещё лучше, ещё душевнее.

Завершился фестиваль чествованием и награждением всех участников. По мнению президента ассоциации фестивалей театров одного актёра МИТ — ЮНЕСКО Валерия Хазанова, фестиваль удался, а зрители увидели огромный потенциал и возможности монотеатра.

Художественный директор международных Врословских Встреч Театров Одного Актёра Веслав Герас отметил: «Мы в этом году проводим уже 43 фестиваль моноспектаклей у себя во Вроцлове, Гурова делает только третий, но я потрясён, по сравнению с первым фестивалям прогресс огромный. Могу с уверенностью сказать, что этот фестиваль прошёл на очень высоком уровне».

Итак, разъехались гости, все зажили повседневной жизнью, но остались много впечатлений и приятных воспоминаний. И нам остаётся ждать следующего уже четвёртого фестиваля «Один и все». Славная эпоха театров одного актёра обязательно продолжится новыми интересными именами и постановками.

Что-то случилось с комментариями