«Цель не всегда предназначена для достижения, она нередко служит просто для того, чтобы к ней стремиться».
Ли Б.
Итак, мы вплотную подошли к проблеме выбора конкретного единоборства, стиля, конкретного наставника или тренера. Первое, что хочется отметить, так это то, что человеку, желающему заниматься боевыми искусствами, есть из чего выбрать – от бокса до школ отравленного меча и шоу-дао. В связи с тем, что мы рассматриваем восточные единоборства, диапазон предложений немного меньше, но ассортимент всё равно широк. Среди различных стилей кэмпо существует деление на внутренние школы и внешние, мягкие и жёсткие. Некоторые авторы и тренеры считают, что деление на мягкие и жёсткие стили синонимично делению на внутренние и внешние, что не совсем верно. Дело в том, что градация стилей на внутренние и внешние производиться по принципу воздействия на сознание её адепта. Ведь стиль работы с учеником школы ушу багуачжан (внутренний стиль) совершенно не похож на стиль обучения кёкусинкай карате (жёсткий стиль). И ещё. Мягкий стиль дзю-до отнюдь не внутренний, а резкий, взрывной внутренний син–и–цуань отнюдь не жёсткий. И вообще, многие стили – внутренние и внешние – используют как жёсткие, так и мягкие техники и методы тренировки. Интересна позиция мастера тайдзицуань Яна Чэнфу. Он говорит: «Люди, которые хотят обучаться боевым искусствам, спрашивают, что лучше – внешние или внутренние школы. На это я отвечаю, что все системы, созданные древними мастерами, хороши, и вопрос заключается лишь в том, получат ли они истинную традицию или нет».
Выбирая стиль, школу или секцию и тренера, вы должны исходить из своего возраста, роста, веса, скорости реакции и т. д. Например в стиле Лоханя (кунг-фу), высокий рост, большая сила и вес считаются достоинствами, техника используется соответствующая. А в стиле обезьяны (всё того же кунг-фу), показатели, приведённые выше (в особенности большие рост и вес) считаются недостатками, и техника, естественно, там другая. Глупо было бы человеку ростом 160 – 165 см и весом 60 – 70 кг, в особенности девушкам, вес которых и того меньше, выбирать то же дзюдо. Такой человек никогда не сможет провести броски на дяде весом в центнера полтора, да ешё и в зимней одежде, ведь на улице нет весовых категорий. Девушке или молодому человеку, не очень развитому физически, вряд ли стоит идти к наставнику по стилю, требующему хорошо накачанные мышцы и предельной жёсткости в выполнении блоков и ударов, например всё того же кёкусинкай карате. Что касается девушки, то мужская сила и габаритные мышцы скорее всего не будут её украшением, ну а что касается парня, то разумнее было бы провести комплексную работу с сознанием и собственным телом где-нибудь в школе айкидо или тайдзицуань, или же самостоятельно.
Выбирая жёсткие стили, люди, начинающие практиковать боевые искусства, и без того имеют мышечные зажимы и психологические барьеры, что при дальнейшем «закручивании гаек» будет создавать заслон для роста боевого мастерства и становления свободно мыслящей личности. На вопрос о том, какой технике - ударно или бросково-болевой - отдать предпочтение, ответ следующий: и той и другой. Теперь несколько пояснений. Ударная техника требует меньше времени для освоения, поэтому разумнее было бы начинать именно с неё (но не зацикливаясь исключительно на ней). Заложив хорошую базу по координации движений, наработке гибкости и подвижности и отработав ударную технику, следует переходить к следующему разделу – работе с оружием. Это (при правильном подходе) закрепит предыдущую технику, укрепит прежде всего руки и обучит основам управления инертными предметами (с различной массой, габаритами и т. д.) и повышенной внимательности (дабы самому не пострадать при тренировке с реальным боевым оружием). Далее можно переходить к толчкам и рывкам, сочетая толчки с ударами «вдогонку» и рывки с ударами «навстречу».
В заключение переходить к болевым удержаниям, удушениям и броскам. И, наконец, учиться комбинировать все элементы боевой системы в единой связке, состоящей из двух, трёх, максимум четырёх технических действий в одной связке. Предположим, удар ногой в пах, захват руки в сочетании с тянущим воздействием на себя и нанесении еще одного удара коленом в пах или по рёбрам и выведение из равновесия посредством толчка или броска с добивающим ударом уже поверженного противника. Причём добивание очень желательно, если не сказать обязательно. Ещё один комментарий по поводу выбора стиля. Как правило молодёжь выбирает что-то типа карате, люди постарше ищут что-то вроде айкидзюцу. Что подходит и привлекает вас, должны решать вы сами. Но есть обязательное условие – вы должны подойти к выбору школы или наставника серьёзно. Узнайте, секции каких школ есть в вашем городе, районе. Походите, поговорите с тренерами, преподающими в этих секциях. Подумайте. Купите несколько книг по разным стилям и решайте, что же вам подходит.
Теперь мы подходим к вопросу, без ответа на который вряд ли можно окончательно определиться с выбором стиля. Это вопрос: что должно дать боевое искусство? По большому счёту, боевое искусство должно дать систему освоения любого знания вообще, а не только рукопашного боя. Настоящее боевое искусство – это школа жизни, а не один мордобой с криками «кий-я!» и «ай-ай-ай, больно!». Хотя единоборство не должно терять своей прикладной боевой направленности. В связи с этим хочется особо подчеркнуть – боевой направленности - и напомнить, что бой и спорт не одно и то же. Но об этом чуть позже.
Боевое искусство начинает с воспитания и развития тела, формирует гармонично развитую личность. Особую роль в этом играет работа над психикой, «возделывание» своего ума, как говорят буддисты. Таким образом, боевое искусство должно дать эффективную (не обязательно эффектную) систему самозащиты, научить человека думать, размышлять самостоятельно (т.е. своей головой) и научить жить без напряжения, с чувством радости и удовлетворения жизнью от любых повседневных мелочей. Это программа минимум. Также неплохо было бы разбираться в людях, их поведении, мотивах их деятельности с точки зрения практической психологии. Полезно знать криминальную психологию и психологию критических ситуаций. Хорошо бы знать закономерности развития общества, изучать философию, медицину и т. д. Это программа-максимум, широта которой целиком зависит от ваших возможностей и желаний. Возвращаясь к вопросу о выборе стиля, хотим добавить буквально несколько слов. Это должна быть надёжная, реалистичная боевая система. Вас ведь не устроит почти надёжный банк или почти приличная одежда.
Точно также и с боевыми искусствами. Это может быть вьетводао, винчун, чой, унибос, ниндзюцу, но реальное, а не дзю-дзюцу плюс личные домыслы тренера. Также необходимо, чтобы это искусство преподавалось грамотным наставником. По поводу «грамотности» наставников и тренеров хотим отметить: не все имеющие свидетельства о поясах и членствах в федерации - компетентные люди, и не все «бездокументарные» тренеры – шарлатаны. У них могут быть действительно хорошие знания, практический опыт и т. д. Теперь немного о реальном бое и спорте или, вернее, о спортивных единоборствах, которые гордо именуют себя боевыми искусствами. Различие между спортом и реальным боем весьма значительно. Прежде всего – разные цели. У первого это медали, пояса, известность и хорошая форма. У второго – защита себя и сведение к минимуму возможности быть травмированным атакующим ударом, захватом или броском противника. При этом, практически в любой форме, даже при наличии усталости, вы должны быть способны к защите самого себя. Итак, у спорта есть правила, даже у всеми любимых боёв без правил. Например, в версии «Russian absolute» это порядка 77 печатных листов. У реального боя правил никаких нет.
Особо хочется высказаться по поводу кикбоксинга. Когда слышишь: «Молодое боевое искусство, объединившее опыт востока и запада», думаешь: то ли человек не понимает, что говорит, то ли понимает, но плохо. Спорт никогда не сможет сравниться с настоящим воинским искусством. Цели у них абсолютно разные. Кикбоксинг появился в 20-х годах 20 столетия. Сам термин «кикбоксинг» ввел менеджер соревнований профессиональных спортсменов Георг Брюкнер. Включение ударов ногами в технический арсенал спортсмена было призвано сделать поединок более зрелищным и красивым. Но возник и развивался кикбоксинг как чисто спортивное направление. В нём отсутствует работа с оружием и против него, тренировки и спарринги проводятся с использованием защитного снаряжения и практически всегда в спортивном зале - удобно и комфортно. Как вы собираетесь победить парня лет 20-30, ростом повыше и потяжелее на 15-20 кг при помощи бокса или кикбоксинга, при условии что вам уже лет 40-50 (или наоборот 15-16), а парень тоже не чайник в упомянутом искусстве? Возможность победы заключается только в использовании запрещённых в спорте приемов, типа тычков по глазам, горлу, ударов в пах, рывков за волосы и т. д. А также в хорошо слаженной работе различных частей тела, координации движений и применении оружия. Применение оружия всегда повышает шанс остаться целым и невредимым.