главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Технариум / Компьютер / Разное /

Оле-оле-оле… наш робот — чемпион!

 
       
Алёна Соколова
Автор: Алёна Соколова, 01 июля 2004 г.
       

Алёна Соколова, статья предоставленаЕЖИдневником.


Ещё десять лет назад выиграть у гроссмейстеров в шахматы было недостижимой мечтой для сотен и тысяч программистов, отдававших все силы для решения этой проблемы. А кого сейчас удивишь сообщением, что Каспаров в очередной раз проиграл компьютеру? Даже маленькая программулина, которая легко уместится на одной дискете, будет играть если не на уровне гроссмейстера, то уж для любителя окажется более чем достойным партнером. Словом, дракон умер — да здравствует дракон!

Теперь у программистов появилось новое развлечение – футбол роботов. И новая, пока недостижимая, мечта: выиграть у команды живых футболистов.


Почему именно футбол? Просто футбол гораздо сложнее шахмат. Не верите? Фигура в шахматах может оказаться на одной из 64 клеток, и число ходов из каждого положения конечно. Все варианты можно перебрать и выбрать из них лучший. А в скольких положениях может оказаться футболист на поле? И сколько действий и их комбинаций будут для него допустимы? Правильно, бесконечное множество. И перебрать все варианты невозможно в принципе.

К тому же, в отличие от любой настольной игры, футбол - игра не воображаемая, а вполне реальная. Реальное поле, реальный мяч. Чтобы выиграть у людей-футболистов, мало написать гениальную программу, нужно ещё вывести на поле роботов-футболистов, которые будут бегать и не падать, а если и падать, то быстренько вставать и снова бежать, делать пас и - забивать. Таким образом, игра в футбол — это задача не только для программистов, но и для механиков, электронщиков, для специалистов всего того спектра наук, который сегодня объединяется под названием мехатроника.

Почему именно футбол, а не хоккей, баскетбол, волейбол?.. Э-э-э, батенька, сколько зрителей собирает футбольный матч, а сколько баскетбольный? И давно ли Вы в последний раз ходили на хоккей? Популярностью, вот чем уступает футболу любая другая командная спортивная игра. А в мире науки, как и везде, для развития нужды дензнаки, а их гораздо проще заработать на популярной теме.

Одним из самых известных проектов о футболе роботов в мире является международный проект RoboCup. В рамках этого проекта проводятся соревнования в нескольких лигах. Малая лига: роботы размером с консервную банку катаются по полю размером с большой стол. У этих роботов нет средств для захвата или ведения мяча, бить они могут только своим корпусом. Управляет командой таких роботов один центральный компьютер, который получает всю информацию о ситуации на поле с помощью видеокамеры, закрепленной над столом. Средняя лига: эти роботы внешним видом сильно напоминают бешеные пылесосы, у них имеются специальные приспособления для ведения мяча и удара по нему, каждый робот полностью автономен — управление осуществляет бортовой компьютер, а информацию он получает от бортовой видеокамеры. Лига четырехногих роботов… Помните собачку Aibo , разработанную корпорацией Sony ? Вот такие роботы и гоняют мяч в этой лиге. Лига человекоподобных: успехи японского роботостроения в области двуногих роботов позволяют проводить и такие соревнования. Только, увы, не каждый удар по мячу приводит к его движению в сторону ворот противника, иногда в результате удара падает сам нападающий ( http://www.robocup.org/movie/PK-NagaraNinja.mpg ), а подняться самостоятельно ни один двуногий робот ещё не умеет. Наконец, симуляционная лига: кто играл в компьютерные игры из серии Fifa , тот найдет много общего, только физическая модель игры гораздо ближе к реальной, управляет футболистами не игрок за клавиатурой, а программа, и немного меньше внимания уделено оформлению игры. Участие в RoboCup открыто для всех желающих, однако его затратность приводит к тому, что в России этот турнир особой популярностью не пользуется, только одна команда из Санкт-Петербурга регулярно участвует в турнире.

Зато в России живет и здравствует, активно растет и развивается проект «Виртуальный футбол роботов» (попросим не путать с просто «виртуальным футболом»). Здесь нет роботов, здесь нет никаких физически существующих трёхмерных объектов, никаких тебе «свечек», пасов головой и прочих милых сердцу футбольных фанатов развлечений. Только виртуальные «консервные банки», суетливо бегающие толпой за виртуальным мячиком по виртуальному же полю. В результате такой активной деятельности возле мяча периодически возникает этакая «куча мала». И дело не в непонимании футбола людьми, которые пишут эти программы, а в том, что, как показала практика, те команды, где «тренеры» проводили «инструктаж» перед началом турнира, играли гораздо хуже своих неразумных собратьев. Не фыркайте, молодые люди! Вы сами пробовали отдать точный пас соседнему игроку не ногами, не головой – а просто ударом собственного корпуса? А вы знаете, что траектория, по которой полетит мяч, зависит не только от того, в какую сторону вы его направите, но и от скоростей мяча и игрока, с которыми они двигались до удара? А пробовали защищать «последний рубеж обороны» без участия рук? Попробуйте!

Тем не менее эти роботы – действительно команда, они отличают «своих» и «чужих», анализируют события, происходящие на поле, стараются перехватить мяч у соперника, провести их до ворот противника и забить-таки гол. А ближайший к своим воротам игрок берет на себя функцию вратаря, пусть и не всегда удачно справляясь со своими обязанностями.

Пока эти соревнования – борьба программ, написанных разными командами программистов, и успешность действий «футболистов» напрямую зависит от того, насколько удачен тот или иной алгоритм (последовательность действий), придуманный людьми, сидящими ПО ЭТУ сторону экрана монитора. Пока – это только футбол. Просто игра, позволяющая творцам удовлетворять свое научное и просто человеческое любопытство, экспериментировать, моделировать «сознательные» командные действия бездушных железяк, направленные на достижение какой-то конкретной цели, в данном случае: забить как можно больше и пропустить как можно меньше. Когда задачи создания наилучших алгоритма для «мозгов» робота и механики для его «тела» будут решены, исполнится пока недостижимая мечта сегодняшних «пионеров» виртуального футбола, и весь мир будет наблюдать за первым реальным поединком между машинами и людьми – на настоящем футбольном поле. Какое применение этому «искусственному интеллекту» найдет человечество в будущем – об этом История, наверное, расскажет только нашим потомкам. Хотя вряд ли это будет сага о Терминаторе.  

Александр СТАРОГОДОВ,

Алёна СОКОЛОВА.

 


Статья предоставленаЕЖИ дневником.

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация