главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Все умрут, а я останусь

 
       
Автор: Александр Иванов, 23 апреля 2010 г.
       

Надежда МихалковаЧем ближе День победы, тем громче, пафоснее российские картины, выходящие в российский прокат. Настала очередь и главной ударной силы — «великого фильма о великой войне», как гласит рекламный слоган «Утомлённых солнцем-2: Предстояние» Никиты Михалкова. К первой части продолжение имеет весьма далёкое отношение, а главным становится показ ужасов войны.

Прежде чем говорить о самом фильме, скажу пару слов о предыстории — о документальном фильме, рассказывающем, как снимался «Утомлённые солнцем-2», где Никита Михалков вещает о своём великом замысле. Среди прочих его речей проходят две ключевые, на мой взгляд, мысли. Первая, собственно, отлично характеризующая Никиту Сергеевича, заключается в том, что он рассказывает, сколько его личного пота и крови было пролито на съёмках картины. Мало того что поминать свою мифическую кровь относительно фильма о кровавой войне как минимум неэтично, так возникает и резонный вопрос: а что, кто-то Никиту Сергеевича силой загонял снимать кино, под угрозой оружия совал ему десятки миллионов бюджетных денег? Вторая мысль — о том, что режиссёр хотел добиться такого впечатления от фильма, чтобы зритель вышел из кинозала и почувствовал, как хорошо в мирной жизни. И тут тоже есть оговорки: во-первых, почувствовать, как хорошо жить, можно после любой мясорубки на экране, во-вторых, а с чего Никита Сергеевич взял, что у нас мирная жизнь? Видимо, он как-то запамятовал про тотальную угрозу терроризма, перед которой все мы бессильны.

Утомлённые солнцем 2А теперь о фильме. «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» — это первая часть продолжения «Утомлённых солнцем», что пугает само по себе. Фильм получился у Никиты Михалкова мощным, эффектным и очень странным. Если воспринимать его как прямое продолжение картины 1994 года, то получается слишком много натяжек: и с возрастом Нади Котовой (ей при 6 годах в 1936 году в первом фильме в 1941-43 годах второго фильма должно быть от 11 до 13 лет, хотя выглядит она на десять лет старше), и с целыми и невредимыми героями Никиты Михалкова и Олега Меньшикова, и с заменой в роли жены Котова Ингеборги Дапкунайте на Викторию Толстоганову. Но даже если закрыть глаза на все эти недоразумения, цельной истории перед нами не предстаёт. И дело не в том, что это только первая часть фильма, дело в том, что «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» разбиты на ряд эпизодов, слабо вяжущихся друг с другом. Такое впечатление, что Никите Михалкову очень понравилось снимать о войне, он всё никак не мог остановиться, а потом решил взять в окончательный монтаж всё, что заслуживает хоть маломальского внимания. Безусловно, над картиной работали профессионалы, отчего каждый эпизод по отдельности производит достаточно сильное впечатление, кто-то может заплакать или даже закрыть глаза от ужаса. Фильм Утомлённые солнцем 2Однако если попытаться выстроить эти сегменты в логическую цепочку, можно испытать затруднение, ибо композиционно фильм весьма сумбурен: действие скачет то в 1941-й год, то в 43-й, то в 42-й, причём переходы порой настолько резки, что даже рождается подозрение, а не специально ли режиссёр хотел запутать зрителя. Добавьте сюда флэш-бэки, отсылающие нас к «Утомлённым солнцем», и некие фантастические моменты вроде сна Котова, и вы получите картину маслом — ну очень нелинейное повествование, ничем особенно не оправданное кроме что режиссёрского желании снять непросто. Собственно, лично я так и не понял, к чему было вообще снимать продолжение «Утомлённых солнцем», если имелись желание снять о войне, умение это сделать и достаточное финансирование. Военных сюжетов существует множество, причём если Никита Сергеевич хотел почаще видеть в кадре себя любимого, то с таким же успехом мог сыграть какого-нибудь простого человека, глазами которого показана война. Но нет, по-простому — это не для Никиты Сергеевича, после роли царя в собственном фильме даже роль бывшего комдива Котова не достаточно крупна для Михалкова, отчего в «Утомлённых солнцем-2» он включает своему герою ещё и God mode, режим Бога, и тот превращается в такого неуязвимого всеобщего Папаню-терминатора — вокруг люди мрут пачками, от них остаются только кровавые ошмётки, а Котов жив-здоров, лишь поигрывает металлическими терминаторскими пальчиками да пронзительно смотрит с экрана, словно гипнотизируя зрителя, аки Каа бандар-логов. И судя по всему, ему это удаётся, так как зритель в большинстве своём выходит из зала потрясённый и начинает говорить о новом слове в показе войны.

Фильм Никиты МихалковаЧем же так сразил Михалков зрителя? А сразил он зрителя самым грубым приёмом, который только есть в кино, — тотальным показом запредельного натурализма. Такому ассортименту вываленных кишок, вытекших мозгов и оторванных конечностей позавидует не только фильм ужасов, но и даже мясная лавка. Напрочь утратив всякое чувство меры, режиссёр из раза в раз штурмует бастионы зрительского восприятия, заставляя особо впечатлительных закрывать глаза или даже выбегать из зала. Причём Михалков специально акцентирует внимание только на негативных эпизодах войны. Объяснение этому видится в самом фильме — как человек верующий, Никита Сергеевич выдвигает свою гипотезу, почему поначалу мы проигрывали войну — из-за потери веры в Бога. Собственно, тема веры — одна из главных, если не самая главная в «Утомлённых солнцем-2», где даже подзаголовок «Предстояние» отсылает нас к православию. Михалков исподволь, постепенно подготавливая зрителя, доносит простую мысль: страна сотворила себе кровавого кумира в лице Сталина и пока она не обрела веру, то неслась на всех парах в никуда. Возможно, режиссёр доносит свою мысль достаточно топорно (тут и летающие бюсты Сталина, и крещение на плавучей мине, и взрыв церкви, где икона Божьей Матери остаётся невредима), но он последователен, отчего можно предположить, что в «Утомлённых солнцем-3: Цитадель» герой Никиты Михалкова тоже придёт к Богу.

Утомлённые солнцем 2Помимо перечисленных фильм имеет ещё ряд существенных недостатков. К примеру, у него проблемы с жанром. По сути перед нами разворачивается драма, перерастающая в трагедию. На деле драма запросто может обернуться комедией (макание Сталина рожей в торт или привычно комедийно тупящие на экране герои Дюжева и Смольянинова), а трагедия — фарсом (смешной сотрудник СМЕРШа Маковецкий). Наверное, таким образом Михалков хотел показать, что от смешного до трагического — всего лишь шаг, однако есть вещи, шутить над которыми совсем не стоит, и показ лагпункта или допрос СМЕРШем жителей из оккупации — как раз тот случай.

Ещё одна совершенно портящая фильм вещь — это перенасыщение его известными и очень известными актёрами. В каждом эпизоде, на любой микроскопической роли, удостоенной крупным планом, снимается если не народный, то уж заслуженный артист, неоднократно мелькавший в других картинах. Для полноты не хватает «великого трио» в лице Гоши Куценко, Сергея Безрукова и Константина Хабенского, которых то ли Михалков не взял, увидев в них конкурентов, то ли они сами, не получив главных ролей, от эпизодов отказались.

Никита МихалковСтранная ситуация сложилась и с крепкими выражениями. Вариации слова, эвфемизмом которому служит «мля», звучат с экрана так часто, что уже даже удивляешься, когда герой вдруг его не произносит. Наверное, таким образом Михалков хотел приблизить экранную реальность к настоящей. Но раз он сказал «а», надо было говорить и «б», так как выражались на войне явно не при помощи только одного этого слова. Робкое «Пипец» Валерия Золотухина звучит очень странно, впрочем, как и сытая и отлично выбрита физиономия Дюжева, играющего заключённого лагпункта, то есть натурализм вышел у Михалкова точечный — здесь всё плохо, а тут особо не заморачиваемся.

Фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» получился одиозным, как и вся деятельность этого человека в последние годы. Если вы хотите увидеть фильм под условным названием «Спасти рядового барина» (как отменно прикололись авторы фотожабы на постер картины), вас не страшит мясной ряд, религиозная пропаганда и неуместный юмор, то можно рискнуть здоровьем и посмотреть это кино, длящееся невероятно долго — аж три часа.

Любите хорошее кино!

Авторская оценка по десятибалльной системе: 5 (пять).

Кино Утомленные солнцем Олег Меньшиков Утомленные солнцем


Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация