главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Театры /

Есть ли жизнь после пенсии?

 
       
Автор: Александр Иванов, 05 июня 2007 г.
       

Свадьба в стиле ретроАккурат перед самым закрытием театрального сезона музыкальный театр представил свою последнюю премьеру — музыкальную комедию в двух действиях «Свадьба в стиле ретро» по пьесе Александра Галина «Ретро», музыку к которой написал Александр Журбин. Комедия у режиссёра-постановщика спектакля Михаила Ковальчика получилась по большей части не смешной, а скорее даже грустной и скучной.


Пьеса Александра Галина «Ретро», написанная около 30 лет назад, до сих пор заслуженно пользуется успехом у публики, отчего её ставят по всей России. Например, в 2002 году на сцене МХТ имени А. П. Чехова «Ретро» поставил Андрей Мягков, который зачем-то пытался её модернизировать. Эта пьеса, в принципе, не может устареть, так как затрагивает вечную проблему — старения, а также отношений отцов и детей. Зачем в начале 80-х годов Александру Журбину и либреттисту Георгию Фере пришло в голову переделывать отличный драматический материал для нужд музыкального театра, совершенно непонятно. Театр — и без того искусство весьма условное, зачем же множить условность? И когда артисты, немного поговорив, постоянно вскакивают и начинают петь, выглядит это крайне неестественно. Видимо, потому музыкальная версия «Ретро» и ставится значительно реже, так как это именно тот случай, когда драма должна оставаться драмой.

Применительно к спектаклю Михаила Ковальчика «Свадьба в стиле ретро» уместно вспомнить знаменитейшую фразу французского философа Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного». Возможно, музыкальный вариант «Ретро» можно поставить так, чтобы он не навевал скуку (в чём лично я, впрочем, сильно сомневаюсь), но у главного режиссёра музыкального театра это не получилось. Невероятная условность повествования, его неестественность, не самые выдающиеся вокальные партии приводят к тому, что начинаешь скучать почти сразу. А с учётом того, что первое действие длится почти полтора часа (кажется, что оно вообще никогда не закончится), начинаешь реально уставать. Почему так происходит? Попробую разобраться.

Свой замысел Михаил Ковальчик объяснил мне в личной беседе:

—   В нашем театре был период, когда артистов старшего поколения задвинули на задний план, а на сцену выходила лишь молодёжь. Это в корне неправильно. Своим спектаклем я как раз хочу показать, что так со стариками обращаться нельзя.

Задачи понятны, но вот результатом старшему поколению артистов музыкального театра, на мой взгляд, оказана медвежья услуга: глядя на это малоинтересное неестественное зрелище, невольно задаёшься вопросом: «А может, не зря артистов старшего поколения не ставят на роли?». Конечно, такой вопрос неправомерен, потому что профессионал, постоянно поддерживающий себя в форме, должен быть всегда готов выйти на сцену. Тут другая проблема: как правильно задействовать возрастных актёров. Очевидно, что «Ретро» в своей музыкальной версии не может выгодно преподнести актёров — элементарно малоинтересно смотреть, как вдруг посреди разговора оркестр начинает играть, а артист вскакивает и начинает петь. Возможно, стоило как раз поставить именно драматический спектакль, может, даже с теми же артистами, и тогда бы постановка заиграла бы правдой жизни, ведь ситуация, когда пожилой человек после выхода на пенсию остаётся не у дел — это не что-то из ряда вон выходящее. Если мне вдруг возразят, что я говорю о спектакле музыкального театра, то я спокойно отвечу: а что, к примеру, Театр юного зрителя ставит только для детей? Кстати, когда я несколько месяцев назад говорил с назначенной на роль Розы Александровны Аллой Гончаровой (из-за проблем со здоровьем актриса пропустила большую часть репетиционного процесса и не попала в первый состав), она мне рассказывала именно про драматический спектакль, а не про музыкальный. Тем более Михаил Ковальчик по образованию режиссёр драмы, практиковался у Георгия Товстоногова, имеет немалый опыт драматических постановок. Остаётся только сожалеть, что режиссёр не попытался поставить «Ретро» в изначальном виде.

Свадьба в стиле ретроО самой премьере мало что можно сказать. Спектакль «Свадьба в стиле ретро» откровенно затянут, некоторые из артистов поют так, что лучше бы и не пели вовсе. Пробегусь по персонажам. Лучше всех, на мой взгляд, в постановке выглядит исполнитель главной роли, старика Чмутина, Геннадий Славинский. Его герой хоть и вызывает удивление своей внешностью (деревенский старик почему-то выглядит очень породисто, как дворянин, не меняют впечатления даже простая рубаха и валенки), но внутренним надломом, произошедшим в его душе, заставляет следить именно за ним — чувствуется глубокая проработка образа. Способна зацепить зрителя в роли Аллы Александровны Нина Рыковская, чья героиня, вечная актриса-девочка, рождает сожаление к себе. Образы двух других невест старика Чмутина, Барабановой (Мадина Галимханова) и Нины Ивановны (Эмилия Ковальчик), достаточно схематичны. Нельзя не упомянуть Александра Масленникова (в прошлом артиста ТЮЗа, а ныне заместителя начальника управления по делам культуры администрации Волгограда) — он дебютировал не только на сцене музыкального театра, но и вообще в музыкальных спектаклях. Комические этюды получились у него в «Свадьбе в стиле ретро» довольно-таки уморительные, но вот что касается пения… Комедия комедией, но если человек не обладает вокальными данными, то выпускать спектакль, где ему приходится неоднократно петь, по меньшей мере, странно.

Художником-постановщиком выступил бывший директор Волгоградского областного театра кукол Фёдор Новиков. Декорации представляют из себя стилизацию (весьма топорную) под антикварную мебель с вкраплениями предметов быта ушедшей эпохи (транзистор, телефон, бутылки и прочая). На часах почему-то навечно застыло время половина третьего. Наверное, чтобы, по Чехову, вдруг выстрелить в самом конце, когда одна из невест воскликнет: «Ах, уже половина третьего ночи!». Ну да, а сколько было до этого? А когда чуть позже другая героиня начинает кому-то звонить по телефону и сообщать, что билеты куплены (это в три часа ночи-то!), то становится совсем грустно — спектакль получился условным даже в мелочах. Таких мелочей, кстати, было немало: старик Чмутин почему-то «бренчал» на балалайке без струн, исполнитель этой роли Геннадий Славинский был чисто выбрит, а по тексту шло, что у него щетина, трюмо мало того что без зеркала, так ещё и стояло «лицом» к зрителю (выдвижной ящик «смотрел» в зал) и т.п.

Последняя премьера сезона музыкального театра «Свадьба в стиле ретро», на мой взгляд, откровенная неудача. Вместо проблемной пьесы с хорошим чувством юмора перед нами предстала достаточно карикатурная постановка, где все зачем-то поют и конца-краю этому не видно. Даже непонятно, на какого зрителя она рассчитана.

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация