главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Театры /

Джангишерашвили - явление редкое

 
       
Автор: Александр Иванов, 07 июня 2004 г.
       

Александр Иванов, интервью предоставлено ЕЖИдневником.


На днях в стенах Волгоградского государственного института искусств и культуры (ВГИИК) завершила работу представительная комиссия из Министерства образования, приезжавшая во ВГИИК для комплексной оценки деятельности данного образовательного заведения и аттестации его как вуза. Я побеседовал с членом комиссии профессором Михаилом Александровичем Карпушкиным, заведующим кафедрой режиссуры и актёрского мастерства Самарской государственной академии культуры и искусств, заслуженным деятелем искусств России. Говорили мы с Михаилом Александровичем не только об аттестации ВГИИКа, но о театральной ситуации в нашем городе, о которой он неплохо осведомлен и высказал своё мнение.


- Михаил Александрович, ВГИИК прошел аттестацию?

- Свой статус вуз подтвердил, перейдя рубеж среднего учебного заведения. Для него это как бы новый скачок в ступени развития, иначе бы его не аттестовали. За недолгую историю существования ВГИИКа как вуза произошло много изменений в лучшую сторону. Учебный процесс ведётся по вузовским программам и согласно требованиям к высшим учебным заведениям. Среди преподавательского состава немало заслуженных деятелей искусств, есть и народные, выпускники института становились лауреатами всероссийских премий и конкурсов, что является показателем качества.

- Все кафедры выдержали испытание?

- Все за исключением кафедры актёрского искусства, ибо на ней был прерван процесс подготовки специалистов. Согласно закону, нужно каждый год делать выпуски, а здесь последний выпуск был в 2001 году. Лицензия дается для подготовки студентов, а аттестация идет по итогам этой подготовки, поэтому кафедра в принципе не могла быть аттестована.

- Что-то комиссию не устроило в работе вуза?

- Имеются и негативные факты. Не хватает учебных площадей, учебного театра, технической оснащённости. Всё что есть - лишь необходимый минимум. Во ВГИИКе не самый высокий показатель преподавателей со степенью: лишь 42%, что ниже среднероссийского уровня, составляющего 50%. Также вуз предполагает, что кафедрами должны руководить профессора, чего здесь нет. Но это не беда, ведь для этого должно пройти время, вуз-то молодой. Мы в Самаре тоже так начинали: 35 лет назад открыли всего три специализации, с 20-ю преподавателями, а сейчас их около 300 человек, причем со степенями - 80%.

- Как вы относитесь к тому, что в Волгограде есть два вуза, схожих по профилю?

- Отношусь негативно. Зачем дублировать специальности? Чтобы улучшить качество образования, не распыляться (и преподавателей хороших не так уж много, и талантливых молодых людей ограниченное число), в Волгограде в сфере искусства и культуры должен быть один вуз.

- Вы знакомы с творчеством Алексея Серова, худрука ТЮЗа?

- Спектакли не видел. Сейчас, насколько я знаю, в ТЮЗе как такового театра нет, есть лишь две коалиции, которые «жуют» друг друга. Театр же от этого страдает. Главный режиссёр назначается не для того, чтобы разгонять, а неторопливо внедриться, понять, что за коллектив, какого уровня актёры. Когда он это поймет, то должен разработать механизмы успешной работы. Его задача - объединить, а не разъединить. Это же должен быть коллектив единомышленников, а иначе ничего сделать нельзя. Вот такого коллектива в ТЮЗе сегодня нет. Вообще же, руководить театром - весьма сложно.

- Ваше отношение к совмещению постов директора и художественного руководителя, как это имеет место в НЭТе?

- Если это на пользу, то почему бы и нет. Хотя худрук - это иная профессия, нежели директор. Последний занимается финансовой стороной, а первый - художественной культурой театра. Всегда в лучших театрах директор и худрук были разными людьми, но они являлись единомышленниками.

Отар Иванович Джангишерашвили - явление редкое. Как организатор - он великолепен. Что касается остального… Я смотрел его ранние спектакли. Когда Отар Иванович был помоложе, его шалости казались любопытными. И актёры тогда были молодые, эти шалости оправдывавшие. Но сейчас, когда все состарились на пятнадцать лет, эти шалости не пойдут - то, что прощалось двадцатилетнему юноше, тридцатипятилетнему мужчине не простят. Как ты не тренируйся, но происходит деформация тела, лица и т.п. А у него сейчас молодёжи почти нет, поэтому он вышел с предложением набрать курс. Как он будет работать с набранной молодёжью, я не знаю. Если так же, как в прошлый раз, когда я был председателем госкомиссии, то это будет печально. Тогда я прямо ему сказал: «Отар Иванович, это халтура, так не работают. Вы молодёжь погубили. Они вас любят и уважают, но вы же школу им не дали. Они же не обучены и не могут быть артистами». В ответ он кивал, соглашался.

На такой не очень веселой ноте завершилась наша беседа с профессором Карпушкиным. Будем надеяться, что молодой вуз встанет на ноги, а в Волгограде появятся новые Лапиковы и Смоктуновские.

Интервью предоставлено ЕЖИдневником.

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация