главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Всяко-разница /

Это вам не Болливуд

 
       
Алёна Соколова
Автор: Алёна Соколова, 28 мая 2004 г.
       

Алёна Соколова, статья предоставлена ЕЖИдневником.


Что мы, россияне, знаем об Индии, с чем ассоциируется эта экзотическая страна? Пожалуй, для большинства из нас таких «слонов» окажется всего три: индийское кино, индийский чай и произведения английского писателя Киплинга. Остальное - зыбкие знания, смутно припоминаемые из школьного курса географии. Впрочем, чай в большинстве случаев оказывается подделкой, а индийское кино с его традиционными песнями и танцами, конечно, имеет очень мало общего с реальной жизнью и культурой настоящей.


Подлинный классический индийский танец - это вовсе не «бёдра» (непременно облепленные насквозь промокшим под дождем сари), которыми киноиндианки зазывно покачивают в каждой первой ленте, а высокое искусство, которому учатся. И порой не одно десятилетие. Обо всём этом волгоградским журналистам Прерана Шримали в Волгоградерассказывала Прерана Шримали - яркая представительница северного классического танцевального стиля катхак, широко известная у себя на родине, и за рубежом. Поскольку язык Киплинга не является вторым родным для большинства россиян, общаться с журналистами танцовщице пришлось через свою русскую ученицу Наталью Иванову (кстати, нашу землячку).

-Для россиян Индия - это в первую очередь индийские фильмы, а чем для индийцев примечательна Россия?

-Это русский балет. Анна Павлова - самая известная в Индии балерина.

-Когда смотришь индийские фильмы, складывается впечатление, в этой стране поют и танцуют - всегда и везде. А как на самом деле сегодня взаимосвязаны танец и реальная повседневная жизнь?

-Хороший вопрос. Если заглянуть в глубь истории Индии, то раньше, в то далёкое время танец играл в жизни очень важную роль. Но поскольку страна была завоёвана, то постепенно она попала под влияние других культур - культурных традиций её покорителей, а свои традиции стали ослабевать, и постепенно танец ушел из обычной повседневной жизни. Сегодня связь разорвана, и искусство - в том числе и искусство танца - это просто возможность творить на сцене свой собственный мир и свою реальность.

-Что такое катхак и чем он отличается от других танцевальных стилей?

-В Индии существует 7 основных танцевальных стилей, каждый из которых представляет культуру определенного региона. Один из них - катхак, стиль, у которого есть несколько уникальных особенностей, отличающих его от других направлений. Первое из них - это сольное исполнение. Т.е. традиционно это концерт одного артиста. В настоящее время есть много групповых композиций, но это уже не катхак в его исконном значении. Второе отличие - это большое количество гунру (ножных колокольчиков) на ногах танцора. Иногда их число доходит до двухсот (как правило, у мужчин, потому что они сильнее физически) - на каждой ноге. Ещё одно отличие - основная позиция танцора достаточно естественная и удобная для виртуозной работы ног, что позволяет воспроизводить огромное количество разнообразных и очень сложных ритмических рисунков. Катхак - это единственный стиль, где заложена и очень мягко сочетаются культура мусульманская и индусская.

Катхак - это повествование, рассказ о чём-то. На заре возникновения этого вида искусства главной темой танцевальных композиций были повествования о богах, мифологические сюжеты и легенды. Сегодня разрабатываются и исполняются самые разнообразные темы, не имеющие религиозного и исторического смыслов. В отличие от большинства других танцевальных стилей он допускает отклонение от программы, импровизацию - если танцор вдруг хочет исполнить что-то своё, новое, то он делает это, а музыканты подхватывают новую тему и помогают ему музыкально, подхватывают ритм. Эта импровизация иногда становится даже отдельным номером программы, приобретая черты соревнования между танцором и таблистом (табла - музыкальный ударный инструмент, главный из сопровождающих выступление танцора, таблист - музыкант, который на нём играет. - Прим. автора).

-А как Вы относитесь к хореографическим традициям Запада?

-Творческое сотрудничество с западными хореографами позволило мне сделать одно открытие, которое очень сильно меня поразило: для западных хореографов очень важно человеческое тело, и они полноценно его используют. А для индийского танца тело просто инструмент для того, чтобы выразить настроение, эмоциональную составляющую композиции.

- Цвета костюмов имеют какое-нибудь особое, символическое значение?

-Если это традиционный катхак, то цвет костюма зависит только от настроения танцора. Если же программа не традиционная, и танцор хореографирует композицию, связанную с определенной тематикой, то тогда костюм подбирается в соответствии с этой тематикой. Несколько лет назад я делала композицию о планетах и рассказывая о них, надевала костюмы, соответствующие цвету каждой из планет, о которых в ней шла речь

.

-А в Волгограде Вы впервые? Какие первые впечатления от города?

-Встречалась с представителями администрации города. На столе в помещении стояла статуэтка Матери-родины, и она очень сильно поразила - в ней столько экспрессии, такое красивое движение, такой красивый разворот! Такая форма! Теперь хочу увидеть оригинал этой великолепной скульптуры.

-Вы много путешествовали, выступали в разных странах. Где Вас лучше всего принимали, где Вам больше всего понравилось выступать?

-Когда приехала впервые в Россию в 1987-м году, то была сильно потрясена двумя вещами: традицией приветствовать гостей хлебом-солью и тем, что на концертах зрители выходят на сцену с цветами, и дарят их в очень больших количествах. В Индии такой традиции нет. Там цветы вручает лицо, приглашённое в качестве главного гостя, а зрители просто аплодируют. Причём аплодисменты и восклицания сопровождают всю программу - если зрителям понравился какой-то трюк, какое-то движение, они сразу реагируют, не дожидаясь её окончания.

Увы, Волгоград в тот вечер вряд ли смог поразить нашу гостью большим ажиотажем жителей вокруг танцевального искусства Индии - не того, которое россияне привыкли видеть в малобюджетных картинах Болливуда (так называется киноиндустрия второй по народонаселению страны), а подлинного, классического индийского танца, представленного стилем катхак.

Впрочем, и не смутил тоже: несмотря на малочисленность зрителей и обилие пустых мест в зале ЦКЗ, госпожа Шримали не только демонстрировала своё мастерство в исполнении композиций, обычных для концертной программы катхака, но и активно общалась со зрителями, переводя свои маленькие хореографические повести с эсперанто движений и жестов на не всем понятный английский, синхронно переводимый на русский ученицей Прераны Шримали, Натальей Ивановой. Такой импровизированный ликбез порой был довольно утомителен, но он всё же не оказался бесполезным, и самые внимательные слушатели во время шлоки - традиционного заключительного номера любой программы классического катхака - не без удивления осознали, что понимают почти все, что "рассказывает" им эта талантливая индийская танцовщица. Ведь в искусстве нет понятия "языковой барьер", и оно не нуждается в переводе.


Статья предоставлена ЕЖИдневником.

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация