Чем больше знакомлюсь с театром, тем яснее понимаю, что главные там не актёры и режиссёры, а те, кто не жалея сил работают в «театральном закулисье».
Пришла я в театр брать интервью у Елены Георгиевны Толмачёвой, художника-гримёра, работающей в Волгоградском Музыкальном театре с 1999 года и попала в самый удачный момент. Около 30 минут оставалось до начала концерта, посвящённого творчеству Пушкина, а в гримёрке как раз шли последние приготовления. Я уселась тихонько в уголочке и стала наблюдать. Последним двум артисткам (уже с макияжем и в роскошных костюмах) делали причёски в стиле XIX века. Учитывая, что простой в образе дам этот век совсем не славится, я боялась, что к началу спектакля такой объём работы никому не осилить. Но профессионал есть профессионал! Обе девушки были готовы уже за 10 минут до начала. Я никогда не думала, что такие красивые и сложные причёски (одна с переплетением волос тонкими прядями крест на крест поверх ракушки, а вторая с высоко поднятыми и уложенными волосами, и завитыми по бокам локонами) можно сделать в рекордно короткие сроки. Интересно, почему же бедных невест и выпускниц мучают по 1,5-2 часа? И это притом, что в гримёрку постоянно заглядывали другие артисты, они поправляли макияж, платья, шутили, смеялись и просто заходили поболтать, между прочим, отрывая людей от работы. Закончив с Татьяной Лариной, Елена Георгиевна согласилась ответить на несколько вопросов.
А.: Скажите, а Вы всегда так быстро работаете? Сколько в среднем уходит времени на грим для одного артиста?
Е.Г.: Да, работаем мы обычно быстро. А вот про время сказать непросто, всё зависит от сложности грима и от того, делаем ли мы причёску из волос актёра или же подбираем парик. Но в среднем требуется 20-30 минут.
А.: Здорово, а такая скорость в работе с причёсками, наверное, результат постоянной практики?
Е.Г.: Да. Каждый гримёр-художник должен быть хорошим парикмахером и уметь быстро и качественно сделать причёску из любых волос. Я постоянно повышаю квалификацию: хожу на семинары, покупаю книги и журналы для парикмахеров. К сожалению, всё за собственные деньги. При желании, я вполне могла бы уйти работать в парикмахерскую.
А.: А у желание такое не возникало?
Е.Г.: Честно говоря хотела, но не смотря на маленькую зарплату и иногда хамское отношение актёров, не всех, конечно, всё же театр затягивает, а бросить не так-то и просто. Это особая театральная атмосфера, волшебный сказочный мир. К тому же на работе мы никогда не скучаем, да вы и сами видите, как у нас тут весело! (смеётся)
А.: Да уж, это точно. А что, с актёрами бывают сложности?
Е.Г.: К сожалению да, не все понимают, что гримёры — такие же члены театрального коллектива, занимающиеся творческой и важной работой, а не прислуга, которая должна исполнять актёрские капризы. Некоторые просто доводят своими требованиями, постоянно пытаются что-то поменять в образе, несмотря на протесты главного художника. Даже появляются нелюбимые спектакли, а неприязнь связана с чрезмерными актёрскими капризами, так что раздражения невольно переносятся на саму постановку, но, к счастью, такое всё же редкость.
А.: А что, действительно без главного художника ничего поменять нельзя?
Е.Г.: Когда спектакль уже играют, то нельзя.
А.: Почему? Даже если перед премьерой?
Е.Г.: Раньше думать было надо. Ведь перед постановкой нового спектакля для наброски эскизов театр приглашает специального художника, который, вникнув в суть спектакля и учитывая пожелания актёров, режиссёра, замечания и творческие идеи гримёра, делает официально подтверждённый эскиз, по которому и создаётся всё необходимое. И уже изменить ничего нельзя. Даже оттенок теней для век актрисы.
А.: А на гастроли Вы с театром выезжаете?
Е.Г.: Да, обязательно. Ничто не может быть преградой, ни болезнь, ни отпуск… Ведь дублирующих гримёров нет, а кто тогда займётся образом актёра? Ведь спектакль — прежде всего! Главное — зритель, который не должен быть разочарован! Для гримёра высшая награда, когда, выйдя из театра, люди обсуждают не только игру актёров и сюжет спектакля, но и замечают необыкновенную схожесть грима актрисы с описанным образом, или удивительную причёску, от которой глаз нельзя отвести.
А.: Спасибо Вам, Елена Георгиевна за то, что приоткрыли нам завесу над театральными тайнами!
Е.Г.: Пожалуйста, я очень рада, что интерес к театру возрождается. Искусство — самое чудесное, что создал человек, ведь оно делает жизнь богаче, ярче и интереснее!