главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Спорт / Лёгкая атлетика /

Амбиции — не моё кредо

 
       
Материал предоставлен газетой «Спорт-ревю»
Автор: Материал предоставлен газетой «Спорт-ревю», 16 мая 2006 г.
       

Вот и дождались мы старта летнего легкоатлетического сезона. Вновь в прыжковые секторы и на беговые дорожки вышли именитые волгоградские спортсмены, которые регулярно радуют нас высшими наградами престижных соревнований. Елена Исинбаева, Елена Слесаренко, Татьяна Лебедева, Оксана Удмуртова, Мария Боликова заставляют сердца болельщиков учащённо биться и стучать в унисон ритму разбега…

Но что, а вернее кто кроется за успехом победителей? Порой поклонники лёгкой атлетики забывают о том вкладе, который вносят тренеры в достижения своих подопечных. На страницах нашей газеты мы уже рассказывали о волгоградских наставниках, знакомили с судьбой тренеров олимпийских чемпионок Лебедевой и Слесаренко — Вячеславом Догонкиным и Борисом Горьковым, не раз писали о чете Трофимовых, воспитавших многократную рекордсменку мира Исинбаеву. А сегодня хочется рассказать о молодом педагоге, культивирующем в нашем городе самый престижный вид королевы спорта — бег. Это супруг олимпийской чемпионки Татьяны Лебедевой, 32-летний Николай Матвеев, в группе которого занимаются мастера спорта международного класса зимняя чемпионка России Мария Боликова, Олеся Погорелова, Наталья Давиденко и участник чемпионата мира среди юниоров Антон Коробец.

—  Николай, наконец после весеннего затишья стартовал летний сезон, как к нему готовились ваши подшефные, где запланированы первые турниры?

—  До июньского чемпионата России у спринтера Маши Боликовой запланированы старты за рубежом. 26 мая она выступит в Праге на чемпионате мира среди полицейских, так как состоит в рядах «Динамо», а спустя два дня побежит на турнире в Остраве. Такие соревнования необходимы, во-первых, для того, чтобы побегать с людьми, с которыми можно встретиться на чемпионате Европы в Гётеборге. А во-вторых, для выхода на определённый временной результат нужно так называемое пробивание скорости. После чемпионата России будет Мемориал братьев Знаменских и ещё несколько соревнований, после чего наступит затишье из-за чемпионата мира по футболу. В дальнейшем будем готовиться к Гётеборгу, если Маша успешно пройдёт отбор. Олеся Погорелова начнёт сезон в Валенсии на клубном Кубке Европы. Нынешней зимой она показала приличный результат на 400 метрах, но в России на этой дистанции очень большая конкуренция, и для попадания в финал этого времени было бы недостаточно. Поэтому сосредоточили внимание на барьерном беге. Здесь соперников меньше. И сейчас планирую программу-минимум для Погореловой быть третьей на чемпионате страны.

—  Имя Погореловой довольно долго не было видно на легкоатлетических форумах.

—  У неё из подготовки практически полностью выпал прошлый сезон. Её мужа по службе перевели в Москву, и Олеся некоторое время жила в столице. Мы попросили местного тренера, чтобы он за ней там присмотрел, но… Зимой она вернулась в Волгоград, возобновила тренировочный процесс, что будет дальше, покажет время.

—  Из ваших подопечных Коробец единственный мужчина, к тому же самый молодой. Каковы его перспективы?

—  Очень сложно прогнозировать его спортивную форму, потому что парень сейчас проходит срочную воинскую службу в спортклубе в Ростове и постоянно мечется между двумя городами. К сожалению, от этого никуда не деться, но полтора года Антон уже отслужил, и, думаю, к лету у него будет возможность подготовиться получше. Не скрою, с мужчинами труднее заниматься, они очень тяжело всю работу переваривают. Женщины быстрее достигают поставленных целей.

—  Боликова выступает в спринте, Давиденко специализируется на коротких барьерных дистанциях, Погорелова бегает четырёхсотметровку, Коробец — 100 и 200 метров. Все спортсмены разноплановые. Их подготовка разнится?

—  Да, но только когда начинается техническая работа. А вся базовая подготовка у них практически одинаковая.

—  А вы сами на какой дистанции специализировались?

—  Бегал 200 и 400 метров. Но выше уровня кандидата в мастера спорта не поднялся. Заниматься лёгкой атлетикой начал рано, учился в спортинтернате, затем в училище олимпийского резерва. Поступил в Волгоградский институт физической культуры, где получил диплом преподавателя по лёгкой атлетике. В вузе занимался под руководством Виталия Черкашина.

—  Насколько знаю, работать по специальности вы начали не сразу.

—  Да. После института устроился в милицию. Работал участковым инспектором Краснооктябрьского РОВД. До дефолта там была приличная зарплата и хорошие перспективы на будущее. Но потом начались перебои с получкой, денег не платили по полгода. А служба была тяжёлая, работали по 12–14 часов в сутки без выходных. Побыв участковым, понял, как несладко им живётся. Это самое низшее звено в органах внутренних дел, на которое сваливают все беды. Преступление совершается — виноват участковый, не совершается — опять же участковый виноват. В общем, надоело всё, бросил и в 1998 году пошёл работать в среднюю образовательную школу №31 учителем физкультуры. Через год в этой же школе набрал группу ребят, потом взял тренироваться Погорелову, а в 2000-м вытащили её подругу по УОР Боликову из Калмыкии. Она уже года три не бегала, родила ребёнка и сидела дома.

—  Тяжело было уговорить Боликову вернуться в спорт?

—  Нет, у неё своя мотивация была довольно чёткая. Просто мы посоветовали ей переехать в Волгоград, что она вместе с семьёй и сделала. Её муж также участвует в подготовительном процессе, числится вторым тренером. И сейчас Мария достигла большего, нежели в юношеском спорте.

—  И продолжает прогрессировать.

—  В 2003 году Маша на чемпионате России пробежала 60 метров за 7,11 секунды, а неделю спустя на сборе в Москве получила травму — упала со штангой. Естественно, из-за этого неудачно выступила на чемпионате мира в Бирмингеме. Ведь бежала практически с переломом спины, ей в ЦИТО диагноз поставили неправильный, сказали, что всё нормально. А приехала в Волгоград, пошла в первую попавшуюся поликлинику, и ей сразу установили причину болей — компрессионный перелом позвонка. Пришлось дома лежать на вытяжке и о тренировках забыть почти на год. И когда Маша вновь появилась на дорожке, думаю, именно с этого момента нужно отсчитывать её возвращение в спорт. Уже зимой 2004 года в волгоградском манеже на чемпионате России она завоевала «серебро», летом на первенстве страны была четвёртой, и в составе эстафетной команды поехала на Олимпиаду. Правда, в Афинах ей выступить так и не удалось. В 2005 году Боликова стала вице-чемпионкой страны и поехала на чемпионат мира в Хельсинки уже в личном виде.

—  Нынешней зимой на Кубке губернатора Самарской области у Боликовой был зафиксирован суперрезультат — 7,04 секунды.

—  К сожалению, это неверное время. В Самаре установлено древнее оборудование, и потому в хронометраже были большие погрешности.

—  А 7,17 на чемпионате мира в помещении в Москве?

—  Это её результат. По тренировкам, по тестам я ей запланировал 7,15 плюс минус пару сотых. В столице программа-минимум была выйти в финал, а максимум — попасть в тройку призёров. В решающем забеге всё решает не результат, а место. Даже именитая француженка Арон, которая в предварительных соревнованиях показала 7,08 — железная «бронза», в финале была лишь четвёртой. Слишком большая ответственность давит на спортсменок.

—  А Марии хватает психологической устойчивости для борьбы?

—  Вполне. Опыта соревновательного пока маловато. В такой звёздной компании она бежала всего второй раз. В Москве у неё был великолепный полуфинал: она показала лучшее время, реакцию и бег по дистанции. А в финале чуть стушевалась. Маше нужно как можно чаще стартовать на коммерческих турнирах, где собираются её основные конкурентки, которые будут выступать в финале на чемпионате Европы. Некоторые скептически относятся к коммерческим стартам, но это отличная практика, репетиция финалов. Даже Таня там выступает не для того, чтобы заработать денег, а чтобы узнать, «чем дышат» соперницы.

—  Долгое время в мире спорта вы были в тени Татьяны Лебедевой, тяжело было входить в этот круг?

—  Я и сейчас в её тени. Мне не нужно общественное признание, быть на виду — слишком жестоко для меня. Мы и тренируемся отдельно от остальных легкоатлетов. Например, весной все занимались в манеже, а мы наматывали круги на склоне Мамаева кургана. Я не амбициозен, мне не нужно никому доказывать, что я не хуже, и так это знаю. Тренерство для меня больше хобби, сверхзадач не ставлю, на вещи смотрю реально: есть человек, он готов сегодня, он бежит. Самоцели стать заслуженным тренером или воспитать непременно олимпийского чемпиона — такого нет.

—  А как начинали подготовку к тренерской карьере?

—  В библиотеке долго сидел, изучал литературу. Очень много мне дал наставник Татьяны Вячеслав Догонкин. В плане структуры занятий и последовательности логической цепочки тренировки. Считаю его своим учителем. В психологическом аспекте здорово помогает супруга. Таня научила разбираться в атлетах, читать их мысли. Это большой плюс, потому что некоторые тренеры не понимают спортсменов.

—  А на работу иностранных специалистов смотрите?

—  К сожалению, по ним нет информации. Там иная специфика тренировок, легкоатлеты в основном афроамериканцы, а у них логика совсем другая. Россияне физически, может, и посильнее, но проблемы в психологии. У тех же напрочь отсутствуют жизненные комплексы, везде чувствуют себя как дома.

—  Вы строгий тренер, муж, отец?

—  Тренер — да, муж — нет, отец — с серединки на половинку.

—  И в чём строгость на занятиях выражается?

—  Спортсменам необходимо, чтобы от тренера исходила уверенность. Я, как правило, даже если сомневаюсь, всё равно говорю твёрдо. Но всегда прислушиваюсь к их мнению, они предлагают, я соглашаюсь или нет. Впрочем, весной, когда шла пахота, никаких дискуссий — только чёткое исполнение указания тренера.

—  Ко всем вашим заботам несколько лет назад прибавилась ещё одна — интернет-сайт Татьяны Лебедевой.

—  Для меня это как конструктор. Некоторые играют в компьютерные игры, для меня сайт — та же самая игра. Сделал всё сам, никто не помогал, читал книги, по ним учился. Сейчас начал делать новый дизайн, но никак не освою английскую версию. С переводом помогают из Москвы последователи Шри Чинмоя и большие поклонники лёгкой атлетики и Татьяны в частности.

На этом мы простились с Николаем, который спешил за дочерью в сад. Пока супруга на турнирах, вся ответственность ложится на плечи отца, мужа и тренера Матвеева.


Марина Ткач.

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация