Вольфганг Амадей Моцарт
«Директор театра»
одноактная опера-зингшпиль
пьеса Наума Галкина по мотивам либретто Г. Стефани
История этой оперы началась в феврале 1786 года в столице Австрии. К её рождению причастен сам кайзер Йозеф Второй.
По случаю приезда генерал-губернатора Нидерландов, была составлена увеселительная программа. В неё, помимо бала и фейерверков, входило и оперное состязание. Лучшим композиторам Вены были заказаны комические оперы о закулисной жизни театра. Имена этих композиторов хорошо известны: австриец Вольфганг Амадей Моцарт и итальянец Антонио Сальери.
Оба в короткий срок справились со своей задачей блестяще. Сальери представил на суд публики оперу «Сначала музыка — потом слово», построив сюжет на извечном споре: кто главнее — композитор или поэт?
Моцарт же написал музыкальную комедию, высмеивающую театральные нравы, которые, как известно, за 220 лет ничуть не изменились.
Постановки шли одна за другой. Интересно, что критики 18-го века оценили музыку Сальери выше, чем музыку Моцарта.
Но время всё расставило по своим местам. Моцарт ныне почитаем, как великий классик, а имя Сальери покрыто позором. Не вполне заслуженным, кстати говоря.
Опера «Директор театра» сейчас ставится редко, но всегда с неизменным успехом. Есть несколько вариантов переделки актёрского текста, ради приближения его к современности.
Не отстаёт от новых веяний и «Царицынская опера». Согласно волгоградской версии, действие происходит в наши дни, в некоем условном провинциальном оперном театре. На первый взгляд жизнь артиста — это сплошной праздник: цветы, овации, успех… Но как же всё меняется, стоит лишь на несколько минут заглянуть за кулисы! Проблемы узнаваемы: зданию нужен ремонт, денег на новые постановки не дают, а если вдруг появляется спонсор, то начинает диктовать условия, да ещё какие!..
Интрига пьесы развивается вокруг полумифических зарубежных гастролей, на которые жаждут поехать все артисты. Жаждут-то все, но не все этого достойны. Выбор у директора небогат, да притом ещё каждый претендент приходит со своими амбициями, своими капризами…
В ходе кастинга возникают конфликтные ситуации — то полные драматизма, то уморительно смешные. Характеры героев раскрываются во всей красе. Здесь присутствует и острая сатира, и горькая ирония, и все оттенки юмора, вплоть до «чёрного». Спектакль адресован в первую очередь молодёжной аудитории.
Кроме музыки Моцарта, сохранённой в первозданной чистоте, в спектакле немало и вставных вокальных номеров, в которых артисты откровенно пародируют себя и своих собратьев.
Чем закончится катавасия с набором гастрольной труппы, зритель узнает, когда придёт на спектакль. Сюрпризов его ожидает немало. Грех не воспользоваться уникальной возможностью заглянуть за кулисы и увидеть то, что обычно скрыто от посторонних глаз.
Поставил «Директора театра» московский режиссёр Игорь Ушаков (Государственный академический Большой театр РФ).
В спектакле заняты ведущие артисты театра «Царицынская опера»: лауреат международных конкурсов Наталья Мещерякова; лауреат международных конкурсов Анна Девяткина (Медведева); Владимир Мингалёв; Станислав Малых; Николай Леонов; Валентина Пономарёва; Вера Соловьёва и другие.
Спектакль идёт в едином блоке с балетом на музыку Д.Д. Шостаковича «Барышня и хулиган».
Премьера спектакля состоится 7, 8 и 16 июня 2006 г.
Начало в 18 часов.