главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Театры Волгограда / НЭТ / О театре /

Отар Джангишерашвили

 
       
Автор: Александр Рувинский, 16 февраля 2006 г.
       

В 1961 году поступавшего в Тбилисский театральный институт абитуриента Джангишерашвили спросили в приёмной комиссии:

—  А зачем, собственно, вы стремитесь сюда, на режиссёрский факультет?

—  Я хочу создать свой театр.

—  Какой именно?

—  Я не знаю пока. Но только свой!

И с того времени более тридцати лет он, работая в разных городах бывшего Союза, пытался построить свой Театр. Но воплотить задуманное удалось только в Волгограде. Мечта воплотилась в НЭТ.

Отар Джангишерашвили родился в грузинской провинции Гори. В этом городе тогда процветала творческая жизнь, в местный театр наезжали маститые режиссёры, вернувшиеся из ссылок и не имевшие право на работу в Тбилиси.… Здесь готовились завоёвывать мир писатели и поэты. Молодёжь охотно участвовала во всяческих творческих олимпиадах. На одной из таких олимпиад случился и театральный дебют Отара. Учитель литературы поручил ему продекламировать отрывок из героической поэмы. Но вдохновенный ученик подбил друзей, и эту поэму они разыграли в лицах. Сам Отар, с ватной бородой, выступал в главной роли, изображал царя Ираклия. Тогда, в восьмом классе, он впервые узнал сладость славы. Получив школьный аттестат, он махнул в белокаменную, и подал документы во ВГИК, посчитав, что к людям из кино слава приходит быстрее.

… Ох, и позабавил же Джангишерашвили экзаменаторов во главе со знаменитой Тамарой Макаровой. Зная русский язык в весьма скромных пределах, он со свойственный ему честолюбием стал читать монолог Гамлета. Но смех строгих преподавателей не был обидным… Ему посоветовали остаться в Москве, изучать русский, а на будущий год попробовать поступать ещё раз.

Однако через год, вместо повторной атаки на ВГИК, он поступил на… юрфак в институт имени Герцена. Полтора года прилежно учился, а вечерами пропадал в театре. Вскоре юриспруденция стала казаться совсем скучным делом. Он понял, что по- настоящему интересен только театр. И вскоре он становится студентом Тбилисского театрального института, на курсе одного из выдающихся режиссёров Советского Союза Михаила Туманашвили.

В Тбилисском театре учился три года. Потом столько же служил танкистом в Прибалтике и Калининградской области. Об армии вспоминает с теплотой. Не считая выражение «Армия — школа мужества» пустословием. После дембеля, Его Величество Случай занёс Отара в Киев, к армейскому дружку. Там встретил народного артиста СССР режиссёра Дмитрия Алексидзе, который возглавлял Украинский государственный театр и кафедру режиссуры в Институте театра и кино им. Карпенко-Карого. В итоге пять лет жизни и учёбы в столице Украины.

Именно в Киеве Отар с друзьями впервые поставил «Гамлета». Ещё до начала репетиций он счёл, что трагедии не хватает пафосности и революционности, свойственной времени. Он «дописал» Шекспира. Гамлет заговорил стихами молодого авангардиста, начитавшегося Брехта и успевшего поконфликтовать со многими наставниками. Премьера состоялась при большом стечении народа и вызвала, что называется, эффект разорвавшейся бомбы. Журналисты обступили студента-режиссёра и были вполне удовлетворены его общительностью.

Буквально на следующий день Отар купил себе шляпу, закурил сигару. И в таком виде отправился в институт.

—  Мне казалось, — вспоминает Отар Иванович, — что именно так должен выглядеть известный Мастер, я шагал гордо по институтским коридорам пока не встретил профессора Алексидзе. Мой наставник был разъярён и потрясал свежим номером газеты, где броско кричал заголовок «Мой Гамлет». «Твой Гамлет?» — Алексидзе разорвал газету в клочья. Рано тебе праздновать победу. И запомни, если начнёшь козырять своими успехами тебе, как художнику, конец». — Это был очень поучительный для меня экзамен. Но много времени прошло, прежде чем я понял, как правы мои учителя. В ту же минуту я был возмущён и глубоко обижен. Потому что, сам не ведая того, был болен самой страшной для творческого человека болезнью — звёздной. Она страшнее туберкулёза и очень многих людей доводила до трагического конца. Урок, преподнесённый мне, спас меня в последствии.

Потом были театры в Тбилиси, Москве, Ульяновске, Петрозаводске… Режиссёр искал и создавал свой театр. Шумные творческие победы и провалы. Любовь публики, внимание критиков, множество поклонников и недруги. В конце 80-х. он приехал в Волгоград, здесь родится по-настоящему его Театр.

Октябрь 1989. Такого спектакля в Волгограде ещё не видели. И вообще нигде не видели. Премьерой «Ромео и Джульетта» громогласно заявил о себе новорождённый, первый в России государственный Новый экспериментальный театр и его главный режиссёр Отар Джангишерашвили.

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация