Старые газеты сообщают о том, что первые попытки создания в Сталинграде театра юных зрителей были ещё в начале марта 1932 года. Однако настоящим открытием Сталинградского ТЮЗа, по утверждениям газет того времени, стало 18 октября 1933 года. Расположился театр в помещении бывшего известного царицынского кинотеатра «Колизей».
На премьере труппа театра показала спектакль «Принцесса Турандот». Вот что пишется в газетной рецензии на премьерной спектакль: «История появления «Принцессы Турандот» в ТЮЗе такова. После первого же просмотра пьесу сняли как не соответствующую требованиям детского театра. Но спустя пять дней маги и волшебники из ТЮЗа, ловко жонглируя текстом произведения, почти на глазах у публики «переделывают» пьесу…». Принцессу и принца, в духе идеологии того времени переделывают в правильной подкованных бедняка и служанку, и ни какой любви. У строителей социализма нет времени на охи-вздохи.
Но как бы то ни было, постановка состоялась и, по воспоминанием очевидцев, спектакль пользовался успехом у зрителей и шёл в театре более двух лет. Вообще все газетные рецензии того времени свидетельствуют о том, что Сталинградский ТЮЗ был любим и посещаем.
Жизнь театра была очень активной и разнообразной. Среди популярных по сей день пьес и сказок можно увидеть такие названия, как «Мещанин во дворянстве», «Плутни Скапена», «Лекарь по неволе» Мольера, «Недоросль» Фонвизина, «Женитьба Бальзаминова», «Бедность не порок» Островского, «Женитьба» Гоголя, «Ромео и Джульетта» Шекспира…
В 1938 году при театре появились театр кукол и балетная студия. В последствии многие юные артисты балета стали профессионалами и работали в Волгоградском музыкальном театре — Л. Валюк, Н. Калинина, Л. Сутягина и другие. В актёрском списке притюзовского театра кукол встречается фамилия А.А. Хмелева, ставшего после войны на многие годы художественным руководителем Волгоградского театра кукол.
Последний адрес Сталинградского ТЮЗа: улица Октябрьская, 16. Это примерно там, где сейчас находится здание бывшего магазина «Пионер». 23 августа 1942 года, во время налёта на город немецких бомбардировщиков, в здание ТЮЗа попала бомба, полностью его разрушившая. И только через двадцать восемь лет, 22 марта 1970 года, в Волгограде был открыт новый театр юного зрителя.
Его долго строили… Автором последнего проекта стала архитектор Г. Кривкина, художественное оформление фасада здания и интерьеров осуществили волгоградские художники Н. Павловская (скульптура жар-птицы у входа), А. Боровко (роспись, мозаика), Е.Обухов (кованые часы в фойе) и другие. Открывался первый сезон сказкой П.Ершова «Конёк-горбунок», в котором была занята вся труппа.
Директором вновь открывшегося театра стал заслуженный артист России Аркадий Высоцкий, главным режиссёром — заслуженный деятель искусств Вадим Давыдов. С этими именами связан почти десятилетний этап жизни волгоградского ТЮЗа, во время которого на сцене театра были поставлены такие замечательные спектакли, как «Город на заре» А.Арбузова, «Три мушкетёра» А. Дюма, «Эй, ты, здравствуй» Г. Мамлина, «Московские каникулы» А. Кузнецова, «Аленький цветочек» С. Аксакова. Первая актёрская труппа состояла из выпускников театральных вузов и училищ Ленинграда, Саратова, Ростова, Волгограда.
Первый этап жизни ТЮЗа закончился с уходом главного режиссёра В. Давыдова. Его театр имел несколько старомодную эстетику, но был открыт эмоциям и страстям, новые режиссёры: Николай Пахомов, Валентин Зверовщиков, Николай Мальцев и др., приносили каждый своё. Своеобразный, незабываемый период жизни театра связан с именем режиссёра Юрия Котова. Тогда можно было наблюдать заметно выросший интерес взрослых зрителей к ТЮЗу, что особенно проявлялось в спектаклях классического репертуара. «Банкрот, или свои люди — сочтёмся» А. Островского и «Ромео и Джульетта» В. Шекспира вызывали бурные споры. Эти постановки, может быть не без основания, обвиняли в грубости, даже вульгарности. Но при этом нельзя не признать их яркую театральность, и самое главное — разнообразие актёрских проявлений на сцене. В театре было много молодых актёров. Для которых большой сцены было недостаточно. Открыли малую. Жизнь в тот период в театре текла нервно, конфликтно, воздух закулисья был пронизан разрядами любви и ненависти…
Потом всё стихло, улеглось. К рулю театрального корабля встал заслуженный артист Гризии Евгений Басилашвили, примиривший всех в спектаклях «Прощай, овраг» и «Али-баба и сорок разбойников». Отличительным явлением тех лет было обилие актёрских постановок. Возникла целая обойма ярких спектаклей как большой, так и на малой сценах: «А со мной как?» Б.Киффа, «Продавец дождя» Р. Нэша, «Одлян, или воздух свободы» по роману Л. Габышева, ставший первым режиссёрским опытом нынешнего директора волгоградского театра юного зрителя Альберта Авходеева.