главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Капитан Перерезанная Глотка

 
       
Автор: Александр Иванов, 11 мая 2007 г.
       

Вигго Мортенсен В наших кинотеатрах наступила неделя Испании: одновременно демонстрируются сразу два фильма производства этой европейской страны — «Капитан Алатристе» и «Призраки Гойи». О последнем я расскажу чуть позже, сейчас же — о фильме плаща и шпаги, коим является «Капитан Алатристе» (Alatriste).

Тем, кто читает романы современного испанского литератора Артуро Переса-Реверте о похождениях капитана Алатристе, объяснять ничего не надо: фильм Агустина Диаса Янеса «Капитан Алатристе» — это такая компиляция из всего, что написал Перес-Реверте о своём герое. Для тех же, кто не в курсе, поясню. Артуро Перес-Реверте — это Дюма наших дней. В России аналогом является Борис Акунин. Товарищ без остановки кропает романы, в которых историческая реальность причудливым образом переплетается с вымыслом. В романах о похождениях солдата удачи Алатристе испанский многостаночник вплотную приблизился к своему французскому коллеге: как и у Дюма, действие в его книгах происходит в начале-середине XVII века, отчего можно услышать такие милые уху любителей приключений д’Артаньяна и компании имена, как кардинал Ришелье или герцог Букингемский. Это что касается литературной, если так можно выразиться, основы. Теперь собственно о фильме.

Капитан Алатристе Единственное ощущение после просмотра «Капитана Алатристе» — это тяжкое недоумение. Это как раз классический случай, когда невозможно чётко ответить на простой вопрос «О чём фильм?», хотя мощных интеллектуальных заморочек картина Агустина Диаса Янеса (он известен неплохим фильмом «Нет вестей от Бога» с Викторией Абриль, Пенелопой Крус и Гаэлем Гарсиа Берналем) не предлагает. Фильм как начинается с непонятной сумбурной схватки убивающих друг друга мужчин, так подобной же схваткой и заканчивается. Изредка появляющиеся титры не дают разве что в конец запутаться в географических и временных привязках. А не запутаться просто невозможно. Имена Алатристе, Боканегра, Малатеста, Гуадаламедина и тому подобные и их носители меняются на экране с такой частотой, а сюжет распадается на отдельные эпизоды, слабо связанные друг с другом, что голова идёт кругом. Зачем-то грузно ходит в кадре поэт Кеведо, произносящий туманные монологи и хватающийся за кинжал при упоминании имени Гонгоры, зачем-то Бланка Портильо (одна из женщин из «Возвращения» Педро Альмадовара) изображает инквизитора, какие-то графы плетут непонятные интриги, которые остаются за кадром, какая-то Ангелика ловит мальца и говорит ему, что у неё на него далеко идущие планы, причём говорит это на протяжении десятка лет, какой-то бородатый мужик самого разбойничьего вида сначала спасает Алатристе, а потом говорит ему и его питомцу, что придёт время и он им покажет. И всё в таком духе. Изредка происходят мало мотивированные с точки зрения зрителя боевые сцены, неизменным участником и победителем которых становится капитан Алатристе, непременно перерезающий всем врагам горло специфическим ножом, не сужающимся к острию, а наоборот расширяющимся. Такое впечатление, что у Агустина Диаса Янеса была настоящая каша в голове, ведь сценарий писал именно он. AlatristeВ принципе, объяснение здесь на поверхности: романов о похождениях Алатристе Перес-Реверте написал уже пять штук, а денег дали только на одни фильм, поэтому надо было умудриться впихнуть в одну картину всё, что только можно. Вот режиссёр и сценарист, единый в дух ипостасях, и постарался. Правда, он так и не смог ответить сам себе на простой вопрос: он снимает исторический фильм или всё-таки приключенческий? Не получилось ни то, ни другое. Историю Испании описываемого периода понять невозможно в принципе (лучше даже и не пытаться это делать, ибо слова одного из многочисленных графов о том, что Фландрия — это край земли, кроме смеха вызвать ничего не могут), а смотреть на эту тягомотину, длящуюся два с половиной часа и не имеющую чёткого сюжета, просто физически трудно.

Выбор артиста на роль главного героя хоть и понятен (если у испанского фильма нет звезды мировой величины, то мирового проката ему не видать, как своих ушей), но от этого не легче. Испанца Алатристе играет Вигго Мортенсен, похоже, теперь уже обречённый играть вечные подобия Арагорна. Сказать, что Вигго не похож на испанца, — это ничего не сказать. Получилась та же фишка, что и в позорном казахском «Кочевнике», где казахов играли мексиканцы и китайцы. Да, Мортенсену нацепили усы, дали дурацкую широкополую шляпу, даже заставили говорить по-испански (хотя, может быть, артист лишь открывает рот, а дублирует его носитель языка — в русском переводе этого не понять), но рядом с настоящими испанцами он выглядит если не смешно, то уж точно белой вороной. Если же говорить об образе Алатристе, то Вигго Мортенсен сыграл такого вечно уставшего супермужика, не эффектно, но эффективно действующего при помощи шпаги, кинжала и пистолета. Фильм Агустина Диаса ЯнесаКак и полагается супербизонам, убить его невозможно, даже если ради интереса несколько раз потыкать шпагой в области жизненно важных органов — всё равно не поможет, а заживает на Алатристе как на собаке. Однако смотреть, как два с половиной часа Мортенсен устало машет шпагой, катается в грязи с врагами и перманентно режет им глотки (фильм весьма натуралистичен), уже через час смотреть просто невозможно.

За что Агустина Диаса Янеса можно отметить, так это за воссоздание исторической обстановки и в целом за визуальный ряд. Ощущение, что показывают Испанию почти четырёхсотлетней давности — практически стопроцентное, а уж отличная стилизация изображения под картины Веласкеса (работы испанского художника тоже присутствуют к кадре) — дорогого стоит. Например, граф Оливарес словно сошёл с картины кисти Веласкеса. Однако общая невнятность картины не компенсируется хорошим визуальным рядом — в конце концов это кино, а не музейная выставка.

Фильм «Капитан Алатристе»Картина заканчивается совершенно дурацкой сценой боя, выглядящей как окончательный диагноз фильму: испанцы зачем-то стоят плотной кучкой, противник сначала обстреливает их из пушек, после чего почему-то посылает конников с мушкетами (!), а потом идёт и вовсе в рукопашную.

Фильм Агустина Диаса Янеса «Капитан Алатристе» — невероятно затянутое, с вялотекущим плохо продуманным сюжетом и малым количеством действия зрелище. Сомневаюсь, что оно понравится даже поклонникам Артуро Переса-Реверте. Да и вечно грязный Арагорн, без тени изящества совершающий свои многочисленные подвиги, вряд ли понравится поклонникам таланта Вигго Мотренсен. А уж номинации «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий» на высшую испанскую премию Гойя можно расценить лишь как поклон в сторону Агустина Диаса Янеса за его попытку донести до мира историю Испании.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация