главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Нет смерти для меня

 
       
Автор: Александр Иванов, 29 марта 2007 г.
       

Уникальный фильм дошёл до Волгограда — долгожданная новая работа Даррена Аранофски «Фонтан» (The Fountain), жанр которой просто невозможно определить (да и не нужно это делать), ибо режиссёр снял кино из разряда «Всё о жизни».

Фильм режиссёра Даррена Аранофски «Фонтан» (The Fountain) После двух своих самых известных фильмов («Пи» и «Реквием по мечте», которые должны стоять на полке каждого настоящего киномана) за молодым американским режиссёром (ему ведь нет ещё и сорока) Дарреном Аранофски прочно закрепилась слава гения. Нести бремя гениальности всегда тяжело, и Аранофски молчал долгих шесть лет, прошедших с момента выхода его последнего фильма. За это время киноманы продолжали упорно спорить, какой фильм лучше — «Пи» или «Реквием по мечте», а кинообщественность уже подзабыла о режиссёре. Нет, Даррен Аранофски не сдулся, а реализовывал масштабный замысел под названием «Фонтан», поражающий своей величественной красотой и попыткой объяснения мироздания. Результат впечатляет невероятно — лично я посмотрел фильм два раза, и оба раза меня, что называется, накрывало. Говорить о подобном кино невероятно трудно (слишком сильно эмоциональное переживание), но я попробую.

Фильм режиссёра Даррена Аранофски «Фонтан» (The Fountain) В основе фильма — миф о древе жизни, который является общим для многих религий и мифологий (в «Фонтане» Аранофски синтезирует христианство и мифологию майя, так близко соприкоснувшиеся в Средневековье) и позволяет использовать разные атрибуты и понятия для рассказа своего собственного мифа. Свой миф Аранофски рассказывает посредством сложносочинённой истории любви мужчины и женщины, происходящей в разных временных пластах. Действие попеременно происходит в Испании в XVI веке, в наши дни и в необозримом будущем, отчего артисты (Хью Джекман и Рейчел Вайц), исполняющие главные роли — любящих друг друга людей, играют разных персонажей: в Испании это королева Изабелла и конкистадор Томас, в настоящем — это умирающая от рака мозга Иззи и пытающийся найти лекарство её муж доктор Крео, в будущем — межгалактический летун Томми, направляющийся к вечной жизни в корабле-пузыре. Три временных пласта намеренно смешаны (о королеве Изабелле и капитане Томасе доктор Крео читает в книге, которую пишет жена, а космонавт будущего эту книгу должен дописать), постоянно перетекают один в другой, а под конец и вовсе соединяются.

Фильм режиссёра Даррена Аранофски «Фонтан» (The Fountain) «Фонтан» — это фильм-поток, он подхватывает с первых минут и без пауз несёт по течению до самого конца, вгоняя зрителя в настоящий транс. Немалую роль помимо роскошного визуального ряда выполняет медитативная музыка композитора Клинта Менселла, с кем Аранофски работал вместе и над «Пи», и над «Реквиемом по мечте». Недаром, практически единственный приз, который фильм всё же получил (на счету «Фонтана» множество номинаций на самые престижные кинопремии, включая конкурсную программу Венецианского кинофестиваля и почти полное отсутствие наград) — это как раз премия за саундтрек. Это единодушие критиков, некогда вознёсших Аранофски на вершину, более чем удивляет, ведь режиссёр обладает однозначно мощным талантом и не замечать его первую за шесть лет работу просто некорректно.

Но вернёмся к визуальному ряду. Фильм погружает в какую-то свою реальность, где время и пространство не поддаются чёткому определению: прошлое становится настоящим, которое в то же время является будущим, верх ничем не отличается от низа и наоборот. Нет, в фильме есть более или менее чёткие координаты, отчего сплошной галлюцинацией его не назовёшь (при желании в большинстве случаев можно определить время и пространство), однако чем ближе финал, тем более завораживающей становится картинка, тем тревожнее становится на сердце, тем сильнее хочется, чтобы всё поскорее закончилось и в то же время не кончалось никогда. Аранофски — настоящий кудесник, притягивающий твой взгляд к экрану и заставляющий чувствовать. Постоянная игра со светотенью, перманентные переливающиеся круги, золотистое свечение как константа, повторяющиеся диалоги — всё работает на то, чтобы зритель полностью погрузился в мифогенную зону Аранофски. Если у вас это получится, вы испытаете несравненное удовольствие — как эмоциональное, так и эстетическое. Мир будущего (если так можно назвать бесконечное скольжение в бесконечном пространстве прозрачной сферы, внутри которой высится засыхающее дерево) — невероятно красив: звёздные россыпи, мерцающие галактики, переливающиеся туманности, ярко умирающие звёзды.

Фильм режиссёра Даррена Аранофски «Фонтан» (The Fountain) Даррен Аранофски предлагает собственную космогонию, основанную на известных мифах и тем не менее неповторимую и дарящую надежду. Режиссёр воплощает извечную мечту человека о вечной жизни: смерть — это лишь шаг к новой жизни. Становясь прахом, ты рождаешься заново. Но для этого нужно непременное условие — любовь. Мир, вселенная, всё сущее — и есть любовь, отношения между мужчиной и женщиной — путь в бесконечность, к вечной жизни. Когда смотришь «Фонтан» и погружаешься в него полностью, это становится реальностью. Только не пытайтесь анализировать фильм прямо во время просмотра, выискивая логические неувязки — можете обломать себе весь кайф. Оставьте анализ на потом, пейте «воду» «Фонтана» без задней мысли и вам воздастся сторицей.

Совершенно неожиданно (по крайней мере для меня) выступил в фильме Хью Джекман, сделавший заявку на то, чтобы его приняли в высшую лигу выдающихся актёров. Имидж Росомахи из «Людей Х» уже искоренила роль иллюзиониста в замечательном фильме Кристофера Нолана «Престиж», «Фонтан» же только закрепляет впечатление, что Джекман может если не всё, то многое. Его тройственный образ в «Фонтане» необычайно гармоничен (с ужасом представляю, как на месте Джекмана мог оказаться Брэд Питт, изначально назначенный на эту роль): это и три разных человека и один человек одновременно. В нём есть и ярость, и умиротворение, и страсть, и печаль, он может быть разным, он просто хорош в фильме Аранофски. Рейчел Вайц традиционно прелестна и трогательна, причём эти её качества в «Фонтане» приходятся как нельзя кстати. Вместе с Джекманом актриса составляет настоящую идеальную пару. А ещё в фильме есть любимая актриса режиссёра — Эллен Берстин, которой, правда, досталась эпизодическая роль учёного, поэтому можно лишь наслаждаться взглядом мудрых глаз этой выдающейся актрисы.

Фильм режиссёра Даррена Аранофски «Фонтан» (The Fountain) Конечно, никуда не деться от культурных ассоциаций, ведь до Аранофски снято великое количество фильмов и при желании можно увидеть в «Фонтане» элементы «Матрицы» (бритый налысо Джекман не только похож на Нео Киану Ривза, но даже одет примерно так же и левитирует схожим образом), «Преданного садовника» (Рейчел Вайц там тоже играла прекрасную и мёртвую подругу главного героя), «Апокалипто» Мела Гибсона (опять майя, опять пирамидки, опять кровища), что-то ещё, но нужно постараться абстрагироваться от этого, ибо совпадения, пусть и многочисленные, не говорят о заимствовании: все элементы «Фонтана» пригнаны друг к другу так плотно, что о чужеродности даже мысли быть не может.

Фильм «Фонтан» Даррена Аранофски — грустная философская притча о жизни, смерти и вечной любви, достаточно сложная для восприятия (с целью отдохнуть на «Фонтан» точно лучше не ходить), поймав волну которой можно получить несказанный кайф. Я получил. И вам рекомендую. В моей градации это шедевр. И да: не пропустите сцену, когда герой Хью Джекмана как тень выполняет каты на фоне звёздного неба.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация