главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Антигруз 200

 
       
Автор: Александр Иванов, 27 февраля 2008 г.
       

Фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» Переосмысление эпохи СССР нам ещё только предстоит, так как у большинства населения нашей страны слишком живы воспоминания о другой, советской жизни, а пока отечественный кинематограф нам предлагает взгляд на Советский Союз только в чёрно-белом исполнении. Если Алексей Балабанов предложил чёрное восприятие ушедшего мира, то Карен Шахназаров в своём новом фильме «Исчезнувшая империя» предлагает только светлые тона.

Давненько не приходилось видеть на большом экране знаменитую «мосфильмовскую» заставку, и вот снова довелось. И эта знакомая с детства скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной сразу настраивает на ностальгический лад, так как с первых же кадров режиссёр окунает зрителя в счастливые и безмятежные 70 годы прошлого столетия, время то ли наибольшего расцвета СССР, то ли наибольшего застоя. Ещё до просмотра фильма интриговало название: вот это замах — показать закат советской империи. На деле никакого заката да и империи собственно в фильме Карена Шахназарова нет.

Фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» Есть такое в целом доброе и милое кино из серии «Как молоды мы были», в котором режиссёр фактически рассказывает о себе (неслучайно, годы действия — 73-74— е, когда Карену Шахназарову было 21-22 года, то есть он был фактически ровесником своих героев). После просмотра «Исчезнувшей империи» лично у меня было такое чувство, что режиссёр снял своё кино в пику «Грузу 200» Алексея Балабанова: если Балабанов выдал признание в ненависти к взрастившему его режиму, то Шахназаров, напротив, снял признание в любви. И чисто по-человечески поступок Шахназарова понятен. В детстве и юности, если они не пришлись на военное время, всё кажется чудесным, а по прошествии десятков лет и вовсе покрывается эдаким розовым налётом и кажется, что лучше не было и не будет никогда. Вот только возникает элементарный вопрос к Шахназарову: а причём здесь исчезнувшая империя? Если так пафосно называть картины, то в принципе любой старый фильм, где рассказывается о ныне не существующей большой стране, можно называть именно так. На самом деле название картины должно звучать примерно так — «Рождённый в СССР». И тогда сразу всё становится на свои места.

Фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» Фильм рассказывает историю восемнадцатилетнего Серёжи, только вступающего в жизнь и берущего от неё всё, что она может дать в рамках существовавшего строя. Если верить Шахназарову (а причин ему не верить вроде как нет — о себе же человек рассказывает), то советская молодёжь практически ничем не отличалась от нынешней, просто условия бытования у неё были другие и приходилось подстраиваться под систему. Чем занимается молодой раздолбай, поступивший на филфак? Понятное дело, не учится, а занимается примерно тем же, чем занимаются и в наше время молодые раздолбаи, которым не нужно в поте лица зарабатывать трудом своим на хлеб насущный. Серёжа ворует книги из дома и загоняет их в букинистический магазин, на вырученные деньги покупает у фарцовщиков фирменные шмотки и пластинки, ходит с друзьями по кабакам, где снимает девушек, ведёт беспорядочную половую жизнь — в общем, с жеребячьим восторгом отрывается по-полной. А потом вдруг встречает свою любовь и начинается ухаживание по-советски, осложнённое в будущем вмешательством в эти отношения друга Серёжи Стёпы. Собственно, вот и вся смысловая часть фильма. Нет, конечно, снять только про то, как Серёжа любит Люду, а Люда беременна от Стёпы, Карен Шахназаров позволить себе не мог — всё-таки замах был на что-то гораздо большее. И он повторяет свой же приём из «Ядов, или Всемирной истории отравлений», когда актриса Ольга Тумайкина рассказывает о делах давно минувших дней, только в новом фильме нет исторических сцен. Есть туманные намёки на древний Хорезм, исчезнувшую империю, некий город ветров, который открыл дедушка Серёжи. Всё это выглядит по меньшей мере несколько наивно. Империй за историю человечества было много, если уж проводить какие-то параллели с древним Хорезмом, то их нужно проводить, а не намекать, а уж безымянный город ветров, что явно является переводом и не может в Узбекистане звучать так же (должно же быть оригинальное название) и вовсе является неким безосновательным романтическим моментом. Зато как выглядит эффектно, особенно в трейлере: юноша стоит на краю обрыва, а перед ним расстилается потрескавшаяся пустыня и кое-где сохранившиеся развалины.

Фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» Советская империя же представлена Кареном Шахназаровым в виде множества деталей. Тут и Брежнев, косноязычно вещающий с экранов чёрно-белых телевизоров, и множественные плакаты с общим содержанием «Народ и партия едины», и киножурнал перед киносеансом, и очереди в пивнушку, и дискотеки с перепеванием Deep Purple и Shocking Blue, и обязательные аппараты с газировокой и даже брезентовые чехлы, что натягивали бережливые советские автовладельцы на свои машины, стоящие на улице. В целом, получилось достаточно атмосферно и похоже, однако в какой-то момент вдруг ловишь себя на мысли, что одни и те же подробности навязчиво лезут в кадр, хотя никакой смысловой нагрузки уже не несут. Получается как с ружьём, которое не просто выстреливает, а стреляет и стреляет, пока всем уже не надоест. Ну да, висели в СССР повсеместно плакаты про руководящую роль КПСС и тому подобное, но со временем они становились таким же элементом пейзажа, что и обыкновенные деревья, отчего никто на них не обращал внимания. Да вспомнить хотя бы фильм «Ирония судьбы», рассказывающий примерно о том же времени, где совершенно не лезут в глаза идеологические подробности советской эпохи. Да, Эльдар Рязанов снимал в СССР, а Карен Шахназаров лишь стилизовал под СССР, но в том-то как раз и заключается искусство режиссёра, чтобы передать ушедшую эпоху точно, но не перебарщивая. Шахназаров однозначно переборщил, употребив все силы на показ той самой исчезнувшей империи через мелкие подробности, однако частное не переросло в общее.

Фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» На мой взгляд, самое лучшее в фильме Шахназарова — это молодые актёры. Они чудо как хороши и практически все как на подбор будто родились в той эпохе. Больше всех похвал (эх, не перехвалить бы молодого артиста) заслуживает исполнитель главной роли Серёжи Александр Ляпин. Собственно, его игра так естественна и незаметна, что даже не воспринимаешь его как артиста. Перед зрителем именно молодой раздолбай, которого судьба начинает немножко трепать и беззаботность с него постепенно слетает. Кстати, интересный факт. Я весь фильм мучался, кого же напоминает Александр, когда в одном из эпизодов при определённом ракурсе вдруг ни увидел… Сергея Бодрова-младшего. Аж мороз по коже прошёл — сходство было феноменальное, да и манера существования на экране у артистов чем-то схожа. А вот кто разочаровал, так это Армен Джигарханян, который, такое впечатление, задался целью сняться абсолютно во всех отечественных фильмах, выходящих на большой экран. Нет, нельзя сказать, что его Серёжин дед получился провальным — уровень мастерства у Армена Борисовича феноменальный, но вот ощущения какой-то серьёзной работы, которую всегда хочется ждать от народного артиста, лично у меня не было, более того, даже родилось впечатление некой поспешности, будто Джигарханян торопился или в мыслях был совсем далеко.

Фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» И абсолютно разочаровывает концовка: авторам словно наскучила линия главного героя, которую они скомкали, толком не прописали и дали в финале эпизод из современной жизни в стиле «Прошло 30 лет». Эпизод получился настолько проходной и неубедительный, что можно только развести руками да недоумевать, зачем режиссёру надо было разрушать хрупкое очарование нарисованной им советской сказки.

Фильм Карена Шахназарова «Исчезнувшая империя» — довольно милое, в целом позитивное кино, которое будет близко и понятно людям разных поколений, хотя ближе всех, конечно, оно окажется для пятидесятилетних, о чьей молодости эта картина. А требовательному зрителю остаётся лишь подождать, когда появится смелый и снимает не чёрное или белое кино об СССР, а попытается отразить сложность и многообразность страны Советов, которую на Западе называли «империей зла».

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация