А с капота уже взметнулся в атакующем прыжке никелированный хищник – mascot, носовая фигура-талисман. Наверняка на этих моментах останавливался взгляд кого-то из смотревших шпионский сериал 60-х «Мстители», фильмы «Итальянская работа», «Фантомас», феллиниевский «Ночи Кабирии» или комедию «Разиня» с Бурвилем в роли пройдохи, почуявшего хороший куш, и Луи де Фюннесом в роли незадачливого главаря гангстерской шайки. В сериалах, повествующих об изысканиях Эркюля Пуаро и миссис Марпл, также порой встречаются персонажи, разъезжающие на таких машинах. Неповторимый ореол романтики окружает небольшой седан, известный как Jaguar MkII.
Согласитесь, не всякий автомобиль навскидку будет ассоциироваться с погонями, перестрелками и всякими рискованными мероприятиями – да что там, откровенными авантюрами. К тому же этот автомобиль под стать и Марчелло Мастрояни, и Алену Делону, и самому Жану-Полю нашему Бельмондо. Впору задуматься – чем же обусловлен такой незаурядный и завидный имидж? Пожалуй, дело в первую очередь в непреходящем шарме, которым наделена классика. Недаром само это слово употребляют и представители достаточно авангардных течений в искусстве, и авангардисты в технике – для обозначения вех на пути развития своих тенденций. А потом, характерно классические атрибуты и в наше время уверенно занимают своё место. Причём совсем не то, что отведено дешёвому современному ширпотребу.
И в наши дни некоторым, обычно солидным и серьёзным, людям хочется проникнуться авантюрным духом приключенческих романов и отдать дань эстетике прошлых лет, когда капот автомобиля делали длинным только потому, что это красиво, и взлёт поясной линии у задних крыльев уж точно не был обусловлен никакими соображениями усиления силовой структуры или уменьшения подъёмной силы встречного воздушного потока. Но историю не повернуть вспять, и сегодня автомобильные компании не могут выпускать такие же автомобили, какие они выпускали 30-40 лет назад, ведь тогда они не будут соответствовать нынешним строгим нормам экологии, безопасности, их ходовые качества не позволят им вписаться в современный транспортный поток. Но такие компании, как Jaguar Cars Ltd., не отказались от своих традиций. Если посмотреть фильмы вроде «Последней фантазии», легко обнаружить, что костюмы героев отличают детали и элементы кроя, характерные для XVII – XIX вв., притом, что действие разворачивается где-то в середине третьего тысячелетия от Рождества Христова, а то и в более отдалённые эпохи.
Странная, гротескная, но притягательная эклектика наблюдается в фильмах «Лига Выдающихся Джентльменов» и «Небесный Капитан и Мир Будущего», не говоря уже о японских аниме вроде «Steamboy», «Fullmetal Alchemists», «Laputa – Castle In The Sky», «Last Exile», «Hellsing», «Gankutsuou/Le Comte De Monte-Cristo», где присутствуют механизмы, трудно представляемые в реальности, каждая деталь которых – настоящая художественная ковка, где тускло поблёскивают стекло и медь навигационных приборов и хитроумной оптики, где эстетика Средневековья соседствует с автомобилями, аэропланами, телеграфом, телефоном и счётными машинами наподобие созданной Чарльзом Бэббиджем, где у оружия, похожего на старинный мушкет, обнаруживается магазин от автомата. Это неудержимо рвущаяся ностальгия по «настоящей» жизни, стремление отвоевать островок надёжности и уюта в нынешнем неустойчивом мире. Эту тенденцию продвигает и замечательный писатель Владислав Крапивин, отдавая дань наследию таких писателей, как Жюль Верн, Артур Конан Дойл, наши Толстой, Беляев и Адамов, знакомые любому мальчишке в годы его детства, пришедшегося на войну и послевоенные годы. Салон Ягуара, богато украшенный ореховыми панелями, отделанный прочной, в меру мягкой кожей, приятной на взгляд и на ощупь, с органами управления, на которые рука сразу же ложится с твёрдой уверенностью, в полной мере отвечает представлению о надёжности и уюте, словно гостиная старого английского особняка. Водителю очень кстати будет твидовая куртка или уютный шерстяной кардиган и шарф в клетку.
Автомобиль для гангстера? Скорее, для вора-джентльмена, способного поступиться личной корыстью ради справедливости и помощи бедным, этакого Робин Гуда или Арсена Люпена. Или для конан-дойловского «Сухопутного пирата»! Именно этот ход обыгрывается в фильме «Разиня» – с Ягуара бандиты пересаживаются на Rolls-Royce 20-х годов. Старомодный, неуклюжий лимузин можно сравнить также со старым, потрёпанным воздушным галеоном пиратской мамаши мадам Доры. А вожак шайки мсье Сароян – трогательный, совершенно не злой с виду дядюшка, вылитый муж мадам Доры. Тут на первом месте – романтика приключений, в остросюжетном триллере, смею вас уверить, Ягуар не смотрелся бы столь органично. Ведь это не хищник с тяжёлым взглядом, а обаятельный, элегантный, умеющий держаться в любой компании товарищ, общаться с которым в удовольствие. MkII – раритет, один из лучших представителей классицизма в британском автомобилестроении. S-type – современный автомобиль, соответствующий нынешним стандартам и потребностям рынка. Но оба они несут марку Jaguar, и это не просто слова.
Jaguar MkII образца 1959 года с мотором 3,4 л и тем более с мотором XK 3,8 и дисковыми тормозами на всех колёсах, с цепкой и упругой, точно кошачьи лапы, подвеской, с чётким, уверенно-точным, «вкусным» переключением передач сам собой настраивает на боевой лад. Любая поездка на нём – уже небольшое приключение. Почему этот автомобиль подходит Алену Делону? Ещё будучи молодым, испытывая постоянные трудности, этот замечательный актёр демонстрировал значительный интеллект и отменный вкус, а его стиль и манера держаться быстро стали образцом для подражания. Таков и Ягуар – он элегантен, хорошо «одет», и при этом динамичен и собран.