главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Анимация /

Русалочка, бегущая по волнам

 
       
Автор: Александр Иванов, 23 сентября 2009 г.
       

pic1Фраза «Новый анимационный фильм от Хаяо Миядзаки» уже фактически говорит обо всём остальном. И замечательно, что лидер как зрительского рейтинга, так и опросов критиков на прошлогоднем Венецианском международном кинофестивале мультфильм «Рыбка Поньо на утёсе» (Gake no ue no Ponyo) добрался до волгоградского проката, пусть и не в ранге победителя Мостры.

Давненько славный японский аниматор Хаяо Миядзаки не баловал своих поклонников новой работой — со времён его последнего анимационного фильма «Ходячий замок Хаула» прошло аж целых пять лет. Конечно, если считать по датам выхода в мировой прокат, то этот срок немного сожмётся, но всё равно будет немалым. Однако на творческую пенсию 67-летний режиссёр пока не собирается, отчего поддерживал эти годы форму созданием короткометражек, а также работой над своим давнишним замыслом. 20 лет назад Миядзаки увидел диснеевскую «Русалочку», которая его так впечатлила, что даже спустя многие годы он не забыл свой восторг от андерсеновской истории и снял японскую версию этой сказки.

От Андерсена, конечно же, в «Рыбке Поньо на утёсе» осталось совсем мало: стремление маленькой морской обитательницы обрести любовь и стать человеком. Свою версию сказки Миядзаки помещает в современную Японию, насколько может быть похож на Японию сказочный анимационный мир режиссёра, беззаботно совмещающего в кадре мелкие реалии человеческого быта и запредельное волшебство. Русалочка трансформировалась у Миядзаки в чудесную рыбку Поньо со шкодным личиком девочки и забавным тельцем-платьем, а её избранником стал пятилетний мальчик Сооскэ, живущий у самого берега моря в доме на утёсе. pic2О смысле своей истории сам Хаяо Миядзаки сказал так: «Маленький мальчик и маленькая девочка, любовь и ответственность, океан и жизнь — об этом и о том, что является основой этих вещей, пойдёт простой рассказ в «Рыбке Поньо».

Это мой ответ горестям и нестабильности нашего времени». Ключевые слова, надо думать, произнесены в последнем предложении, ибо новый анимационный фильм Миядзаки — это больше уход от реальности, чем попытка отразить нестабильность окружающей действительности художественными средствами. Режиссёр действительно рассказывает простую историю про становление маленьких людей, которые должны понять, что жить нужно, ориентируясь не только на свои эгоистичные желания, и тогда весь мир засверкает, все люди станут счастливы и повсюду воцарится гармония и любовь. Слегка утопический и эскапистский подход Миядзаки в принципе понятен: мир становится всё более жёстким, искусство, его отражающее, всё более мрачным, а посему почему бы не помечтать и не дать лучик сказочной доброты, который хотя бы на время согреет сердца людей. И проще всего показать такой лучик через детскую наивность — трогательные детишки пробивают броню циничности и задевают дремлющие в современном взрослом человеке тягу к мечте и веру в доброту мира.

pic5Больше детского получилось в девочке-рыбке Поньо, которая, пользуясь своей волшебной силой, идёт к своей цели, воссоединению с мальчиком Сооскэ, путём разрушения окружающего мира. Правда, никакой апокалиптической картины Миядзаки не даёт, лишний раз не желая пускать реальность в свой фильм. Даже аналог локального «всемирного» потопа выглядит у него как чудо чудное, где плавают рыбы большие, корабли радостно светятся всеми цветами радуги, а владычица морская как гений чистой красоты приплывает из прекрасного далека, дабы улыбкой и добрыми словами восстановить баланс на планете. Вообще, как и любое произведение Хаяо Миядзаки, «Рыбка Поньо на утёсе» является визуальным шедевром, что тоже объяснимо. Когда вручную анимируется стоминутный мультфильм, когда свою любовь вкладывает талантливый режиссёр-аниматор и его сподвижники, плохо не может получиться в принципе. И смотришь на сложный подводный мир, на волны, накрывающие побережье, на тревожно колышущуюся траву у дома, и начинаешь чувствовать, ощущать вещественность нарисованного мира, хотя там плавают рыбки с человеческими головами, а рыжеволосый волшебник дышит под водой безо всякого намёка на жабры. Миядзаки — гениальный мастер, могущий заставить поверить во что угодно, пока смотришь его анимационный фильм.

В «Рыбке Поньо» можно усмотреть не только сюжетные мотивы «Русалочки» Андерсена, но и аллюзию на роман Александра Грина «Бегущая по волнам» — девочка-рыбка натурально бегает по морю, являясь то ли девочкой, а то ли виденьем.

pic7Также в новой работе Миядзаки сильны автобиографические мотивы: мальчика Сооскэ он рисовал со своего сына Горо, вспомнив, каким он был в пятилетнем возрасте, а старушку, с кем малыш общается, со своей умершей матери. Так посредством кинематографа режиссёр даёт встретиться разным поколениям своей семьи.

Как обычно, режиссёр снабдил свой анимационный фильм отменным и добрым юмором, особенно удалась шкода Поньо, весьма непосредственно выражающая свои желания. Слегка сумасшедшее существо, радостно бегающее по комнате, врезающееся в стекло и постоянно требующее колбасы, не может не вызвать добрую улыбку. Да и весёлые гомозящие старушки делают своё дело отменно — только успевай замечать их отжиги.

Раз действие происходит как бы в современной Японии, не обошлось в фильме и без узнаваемых человеческих штучек: то нам покажут, что представляет из себя морское дно возле крупного человеческого поселения, а то покажут женскую истерику, случившуюся по причине внезапной подработки мужа, который из-за этого не пришёл домой. Но это лишь маленькие штришки, которыми Хаяо Миядзаки сшивает свою волшебную реальность.

И теперь о главном. Это доброта, которая пронизывает мультфильм от первой до последней минуты и которая покорила зрителей по всему миру, среди кого оказались и умудрённые опытом кинокритики, отдававшие пальму первенства на прошлогоднем Венецианском международном кинофестивале именно «Рыбке Поньо на утёсе». Конечно, на приз лучшего фильма фестиваля новая работа Миядзаки не тянула, но сам факт наличия её в основном конкурсе и лидерство среди зрителей и профессионалов многого стоят. А не могла претендовать «Рыбка Поньо» на главный приз потому, что является всё же откровенно ориентированным на детскую аудиторию фильмом. pic8Если все последние мультипликационные ленты Миядзаки мог смотреть и стар и млад, то о последней картине так не скажешь. Слишком простой сюжет, слишком детская история, слишком мало гаджетов — взрослому человеку мало будет за что зацепиться, чтобы получить всеобъемлющее удовольствие от «Рыбки Поньо». Скажем так, взрослый человек должен вообще смотреть этот фильм не глазами, а сердцем, ибо наивные сюжетные перипетии, скорее всего, предназначены для детей младшего школьного возраста. Кому удастся впасть в детство, тому совсем повезёт.

Анимационный фильм Хаяо Миядзаки «Рыбка Поньо на утёсе» — очень простая и добрая детская сказка, которую обязательно стоит посмотреть всей семьёй.

Любите хорошее кино!

Авторская оценка по десятибалльной системе: 7 (семь).

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация