главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Здравствуй, пещерный герой!

 
       
Автор: Александр Иванов, 26 марта 2008 г.
       

Фильм Роланда Эммериха «10 тысяч лет до н. э.» Мастер крупнобюджетных залепух Роланд Эммерих спустя четыре года после своей последней «эпохалки» «Послезавтра» снял пещерное во всех смыслах кино — «10 тысяч лет до нашей эры» (10 000 B.C.), где на фоне универсального сказочного сюжета политкорректно задвинул идеи насаждения американской демократии.

«По заказу Гостелерадио США» — такая строчка если и не пробегала в титрах «10 тысяч лет до н. э.», то явно подразумевалась, ибо сюжет фильма настолько чудовищен даже для Голливуда, всегда вольно обращавшегося с историей, что практически нет никаких сомнений: Роланд Эммерих снимал не просто развлекательное кино, а средствами кинематографа вдалбливал мировому зрителю «элементарные» американские штучки. Насколько это действенно — ещё вопрос, а вот неким «соцзаказом» от фильма разит на версту, вернее, на милю, раз кино голливудское.

Фильм Роланда Эммериха «10 тысяч лет до н. э.» Роланд Эммерих предлагает такую универсальную сказочку, происходящую на заре человеческой цивилизации. Само время, 10 тысяч лет назад, взято не случайно — именно примерно столько лет назад началась эпоха четвертичного периода голоцен, длящаяся по сей день и характеризующаяся более или менее устоявшимся мировым климатом и почти неизменным расположением континентов и ледников. Имя главного героя Длех — просто-напросто записанное наоборот слово «герой» по-немецки (held — dleh). Герой претерпевает максимальное количество сюжетных поворотов, используемых в мифах народов мира (включая современный кинематограф): проходит путь от изгоя до лидера (осуществление американской мечты), спасает от гибели родное племя, становится избранником самой красивой девушки племени, преследует её похитителей, сталкивается с чудесным помощником в виде огромного саблезубого тигра, побеждает монстров, попутно ищет отца, организует восстание против тирана, побеждает нечеловеческое существо и становится свидетелем финального чуда.

Фильм Роланда Эммериха «10 тысяч лет до н. э.» Все эти сюжетные изыски сопровождаются такой чудовищной мешаниной из примет разных, более ранних или поздних эпох (мамонты, к примеру, вымерли около 11 тысяч лет назад, к тому же они никогда не были домашними животными, Древний Египет возник в начале 4 тысячелетия до нашей эры и тому подобное — историкам можно смотреть фильм Эммериха просто как жесточайшую комедию), а также горами дичайших по смыслу построений (например, герои в течение нескольких дней сменяют не только климатические пояса, попадая из зимы в джунгли, а затем пустыню, но и целые континенты), что всерьёз воспринимать картину товарища Роланда совсем не стоит, ибо держал режиссёр знатную фигу в кармане. Издеваясь над примитивностью и нелогичностью сюжета, нереальным количеством анахронизмов, совсем можно упустить из виду основные идеи «10 тысяч лет до н. э.», а они полностью соответствуют устройству американского общества и международной политике США. Доисторическое племя возглавляет лучший, причём во всех смыслах, мужик, который и мамонта завалил, и самую красивую женщину охмурил (ему и достаётся белое копьё, с помощью которого он несёт свет разума остальным, отсталым племенам). Этот мужик — белый (пока прецедента в американской истории не было — все президенты имели белый цвет кожи). У него есть верный соратник и советник — уже латинос (такой политкорректный вице-президент). Белый чувак вступает во взаимодействие с племенами других оттенков кожи, которых увлекает за собой только силой своего духа (такой американский интернационал всех рас).

Фильм Роланда Эммериха «10 тысяч лет до н. э.» Лидерство его никто не оспаривает (самый сильный воин на земле склоняется перед силой его духа, когда не дрогнувший белый чувак твёрдо заявляет: «Я выгляжу старше, чем кажусь») и он показывает путь к победе. Победа заключается в свержении мировой тирании. Тирания находится в тоталитарном арабском государстве (хвала богам, что не русском), где тысячи угнетённых рабов долго-предолго ждали бесстрашного белого чувака, который принесёт им идеи свободы. Чувак приносит большое белое копьё, символизирующее эти идеи свободы, и гасит тиранию вместе с тираном, не купившись на посулы злодеев накормить рабов и дать им восьмичасовой рабочий день с перерывом на обед. В итоге все счастливы, белый чувак в авторитете, все племена в восхищении смотрят в его сторону (читай в сторону США). И кто после этого скажет, что Роланд Эммерих снимал незамысловатую универсальную сказочку?

А если постараться абстрагироваться ото всех этих проамериканских идей, то смотреть «10 тысяч лет до н. э.» местами необычайно весело. То нам покажут, как Герой валит в одиночку мамонта таким же способом, как иногда убивают медведей, то полуголых людей, разгуливающих почти без одежды среди снегов (вспоминаем фильм «Следопыт» с Карлом Урбаном), то зулусов, угощающих Героя красным горьким перцем чили, то возникшие из ниоткуда и уплывшие в никуда парусные корабли, то ещё что-нибудь несуразное вроде приручённых лошадей со сбруей из металла и кожи. Выдвинул Эммерих и свою версию разгадки строительства египетских пирамид: во-первых, египтяне жили гораздо раньше, чем принято считать, во-вторых, не обошлось без внеземного вмешательства (инопланетный разум дал два мощных девайса для постройки невиданных строение — лидера-тирана и уменьшенную копию пирамиды из неизвестного металла), а в-третьих, камни ворочали ручные мамонты. Как же это историки сразу не догадались, что большие камни должны поднимать большие животные!

Фильм Роланда Эммериха «10 тысяч лет до н. э.» Но самый смешной момент случается в самом конце, когда зулусы дарят Герою семена растений, чтобы его племя могло вести сельское хозяйство и не зависеть от поголовья мамонтов. Так и видится, как в знойной пустыне 10 тысяч лет назад из песков рос стручковый перец, фасоль и даже, ой-ёй, картофель, который таким способом попал к американцам. Так что надо за эти корнеплоды благодарить не индейцев, а зулусов. Странно, что режиссёр забыл про табак — упущение, явное упущение. Помимо общего глума можно заметить то ли случайное, то ли намеренное совпадение некоторых сюжетных ходов с другими известными фильмами. Больше всего у «10 тысяч лет до н. э.» пересечений с «Апокалипто» Мела Гибсона: здесь и захватчики, долго ведущие рабов в свой город, и населённый пункт с пирамидами, и даже принесение в жертву одного из рабов, скинутого с пирамиды. Ещё можно вспомнить другой фильм Эммериха «Звёздные врата», где также была внеземная цивилизация, поработившая землян. Правда, здесь обошлось без высокотехнологичных штучек-дрючек. А в целом фильм больше всего похож на «Царя Скорпионов» — такой же лубок в исторических декорациях.

А вот что в фильме действительно зачётно, так это визуальные эффекты. Их немного (тех, что видны невооружённым глазом), они особо не нужны, зато выполнены на десять баллов из десяти. Особенно удались мамонты: такие большие, лохматые, мощные, местами забавные. Правда, совместить спецэффекты с живым планом удалось, как в том же «Кинг-Конге» Питера Джексона, не очень хорошо, отчего нет ощущения, что мелкие люди подвергают себя смертельной опасности, охотясь на гигантских слонопотамов. Роскошным получился саблезубый тигр — настоящий шедевр, даже жаль, что такого красавца всего два раза показали, можно было придумать ему миссию на Марс, пардон, в городе пирамид, где бы он кого-нибудь спасал. А один из самых безумных моментов — это «саблезубые» гигантские страусы, водящиеся в гигантских же камышах и свободно перекусывающие дерево. Вот только фантазии на их показ у авторов не хватило: и толком рассмотреть нам их не дали, так как в сцене со страусами был применён модный эффект присутствия — дёргающаяся камера, и способ их умерщвления был тот же, что и у мамонта. Хотя, конечно, 75 миллионов, составившие бюджет фильма, были потрачены не зря — на допотопных зверей смотреть приятно.

Фильм Роланда Эммериха «10 тысяч лет до н. э.» — хитро выдуманное кино, которое под внешней примитивностью прячет современные американские ценности. Отдел пропаганды под названием «Голливуд» сработал на славу, ибо фильм посмотрят везде, а значит, в какой-то степени цель будет достигнута по умолчанию. И да: в начале фильма можно смело заткнуть уши, так как добрый рассказчик, вещающий весь фильм от автора, в первые минуты расскажет весь сюжет. Хотя он и без того предсказуемый.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация