главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Поручик, молчать!

 
       
Автор: Александр Иванов, 30 апреля 2008 г.
       

Фильм Олега Фомина «Господа офицеры: спасти императора»Российский кинематограф продолжает испытывать терпение зрителя, как будто вознамерившись постичь все глубины падения. Фильм Олега Фомина «Господа офицеры: спасти императора» словно отсылает нас на 30 лет назад, предлагая современный вариант «Неуловимых мстителей», где в роли хороших выступают белые. С учётом серьёзности заявленной темы и несерьёзности её воплощения фильм производит гнетущее впечатление.

Актёр Олег Фомин, в последние годы активно выступающий как режиссёр, видно, в детстве очень любил истерны — советские вестерны, где кучка смелых красных сражалась с врагами революции, будь то рафинированные белогвардейские офицеры, бандиты средней полосы или басмачи советской Азии. Лучшие образцы жанра («Белое солнце пустыни», «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Неуловимые мстители») заслуженно пользовались да и, чего греха таить, на безрыбье до сих пор пользуются популярностью среди населения. Чем брали эти фильмы? Выверенной постановкой, продуманным сюжетом, отличной актёрской игрой, смешным и запоминающимся юмором и, как это ни странно, почти полным отсутствием пафоса, несмотря на революционную героику всех названных картин. Олегу Фомину, похоже, захотелось повторить подвиг, что он и попытался сотворить, сняв картину с пафосным названием «Господа офицеры: спасти императора». Честно сказать, представить, что профессионалы могут так плохо снять кино, было сложно. Однако увиденное превзошло даже самые мрачные ожидания. Главное слово, которое определяет картину уже на десятой минуте просмотра, — это «лубок», причём чем дальше в лес, тем больше дров. Олег Фомин попытался сочетать несочетаемое — серьёзную идею (спасение Николая II и царской семьи) и примитивнейшее её исполнение, воплощённое в туповатом и смешливом ключе с нереальным пафосом.

Фильм Олега Фомина «Господа офицеры: спасти императора»Если предотвращение трагического события — это повод постебаться, то у Фомина проблемы этического характера, ибо не смешно, блин. Если режиссёр всё-таки не хотел стебаться, а желал показать героику революционных лет с точки зрения правоты белогвардейского движения, то у него проблемы эстетического плана, так как сюжет получился мегатупой, а характеры героев — плоские просто до неприличия. Режиссёр словно руководился анекдотами про поручика Ржевского (офицеры сплошь носят фамилии, оканчивающиеся на — ский, пьянствуют водку, орут «За царя!» и совершают бессмысленные подвиги) и известным стёбным проектом «Митьки спасают Пушкина» (например, на одной из картин питерских выходцев из андеграунда изображён человек в тельняшке характерной бородатой наружности, который заслоняет собой поэта от пули Дантеса). Вот только анекдоты не имеют никакого отношения к серьёзности, а митьковский проект касался всё-таки не расстрела, а дуэли. Но даже если не секунду допустить, что на темы предполагаемого спасения царской семьи можно как-то криво пошутить, то даже основная идея фильма отдаёт почти что идиотизмом: на спасение Николая Второго и иже с ним со стороны белых направляется спецбригада супербизонов, что вызывает невероятный переполох в стане красных, которые отряжают на поимку кучки смелых немалые силы. Ребята, а вы когда сценарий писали, хоть чуть-чуть задумывались? Ну зачем ловить по тылам несколько человек, когда а) царскую семью всё равно должны расстрелять и б) даже если белогвардейские супермены прорвутся через все кордоны и смогут перебить всю охрану монархической фамилии, то как и куда они её вывезут??? Ну захотелось авторам поиграться в войнушку на революционные темы, показать теперь плохими не белых, а красных (полутонов в «Господах офицерах» нет в принципе), так родили бы какую-нибудь цель для героев на уровне ящика золота или короны с бриллиантами, и вперёд, на мины. К смыслу тогда никто придираться не будет, главное — сюжет хоть как-то выстроить и экшн грамотно снять. Ничего подобного в «Господах офицерах» не случилось.

Фильм Олега Фомина «Господа офицеры: спасти императора»С фантазией у авторов фильма вообще туговато было, отчего они просто пощипали известные фильмы и поюзали шаблоны. Начало «Господ офицеров», затянувшееся чуть ли не на полфильма, — это типичный лубочно-голливудский приём сбора команды для подвига. Все персонажи ходульны и плоски, имеют одну характерную черту и её отрабатывают до смерти. Вот поручик с гитарой, который будет петь почти до конца, вот офицер, который орёт и машет шашкой, вот увалень, который стреляет из пулемёта с рук и всех вырубает одним ударом, и тому подобное. Причём авторы своих персонажей не только сделали плоскими, но ещё и похожими на других персонажей, сыгранными этими же актёрами. Если Стас Дужников ходил с пулемётом наперевес в «Параграфе 78», то, будьте уверены, он сделает то же самое в фильма Фомина. Если Алексей Бухаров орал, как оглашённый, в «Слуге государеве», то здесь он это сделает ещё громче (вообще, как я и предрекал, после «Волкодава» Бухаров играет только плоско-героические роли, что печально). Кстати, о «Волкодаве», к съёмкам которого был причастен Олег Фомин (на его счету сериал «Молодой Волкодав»): здесь помимо Алексея Бухарова имеется ещё один персонаж оттуда — Анатолий Белый, сыгравший главного антагониста господ офицеров — такого навсегда затянутого в кожанку и с прибитой навечно фуражкой чекиста, который по максимуму отрабатывает понятие «кровавая гэбня» и по-человечески почти не разговаривает, лишь кровожадно зыркая по сторонам, когда вокруг ещё имеются живые люди.

Фильм Олега Фомина «Господа офицеры: спасти императора»Вся эта команда, где ещё имеются звёзды в лице Марата Башарова, Анны Назаровой и Евгения Стычкина (ему досталась возможность спародировать Никиту Михалкова в роли предводителя бандитов в «Чужом среди своих») во главе с дядькой Черномором, то бишь режиссёром Олегом Фоминым (модный тренд российского кинематографа последнего времени — снимать в главной роли себя любимого) выдаёт нечто, что язык не поворачивается назвать хотя бы театральным капустником — это что-то среднее между выпускным спектаклем студии театралов-любителей и костюмированным балом на природе для звёзд. Особо играть никто и не старается — все работают по эпизодам, связь между которыми весьма условная. Есть даже подозрение, что сценарий писался с колена и многие сюжетные ходы «осенили» голову авторов прямо на съёмочной площадке. Единственное, в чём не упрекнёшь создателей «Господ офицеров», так это в упорности: раз пошли офицеры по царскую семью, то будут идти до конца, даже после того, как узнают известные всем исторические факты. Ну а что делать, если группу по дороге не истребили до конца? Надо же как-то было дойти до финальной схватки двух главных антагонистов с предсказуемой победой условного добра. Правда, сделано это было настолько топорно, что даже чудовищный эпизод боя между героями Евгения Миронова и Владимира Машкова в «Охоте на пиранью» смотрится верхом осмысленности.

Фильм Олега Фомина «Господа офицеры: спасти императора»Особо можно отметить такие изыски режиссёрской «фантазии», как батальные сцены (господа офицеры тупо встают в полный рост и шмаляют из револьверов в полный рост, доканчивая дело маханием шашек, а их враги пачками валятся аки скошенные снопы на землю) и смертельные эпизоды (статисты мрут немеренными пачками, а главные герои — пафосно и с обязательным крупным планом). Вообще, путница в жанре (драма всё время теснится комедийным боевиком) ни до чего хорошего не доводит — в какой-то момент становится уже просто скучно и ждёшь-не дождёшься когда всех перестреляют, а наши наконец-таки победят. Может, всё затевалось ради вот этой победы наших — белогвардейских офицеров? Всё советское приключенческое кино делало из них если не болванчиков, то по больше части людей не самых приятных, а вот тут появилась возможность их апологии. Правда, оправдание получилось кривым, так как совершенно непонятно, почему белые лучше красных, или наоборот.

Ну и ко всем бедам фильма добавилась ещё и сценарная леность: в одном из ключевых эпизодов с предательством авторы даже не позаботились его нормально объяснить, достав его как спрятанный козырь из рукава и отделавшись туманной формулировкой. Ну не так же откровенно халтурить? Всё ж таки кино на государственные деньги снимается, в широкий прокат выходит, должно, по идее, нести воспитательную функцию.

Фильм Олега Фомина «Господа офицеры: спасти императора» — лубочное кино, некий перевёртыш «Неуловимых мстителей», чтобы он понравился — надо резко впасть в детство, хотя и здесь возможны сюрпризы — в советских истернах белых всё больше мочили, так что ломка сознания может не пройти безболезненно.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация