главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Монте-Кристо-Руки-бритвы

 
       
Автор: Александр Иванов, 14 апреля 2008 г.
       

Фильм Тима Бертона «Суини Тодд»Один из главных киносказочников современности Тим Бертон спустя два года после «Трупа невесты» предложил ещё более готическую историю — экранизацию бродвейского мюзикла «Суини Тодд» (Sweeney Todd). У сумасшедшего Тима всё получилось как всегда эффектно, но что-то принципиально новое поклонники творчества режиссёра вряд найдут в его последней работе.

В России мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street), как полностью звучит его название, вряд ли кому-то знаком, а потому российский зритель может смотреть его с чистого листа, не будучи отягощённым бродвейской постановкой. Увы, в плане сюжета «Суини Тодд» находкой назвать нельзя — это более мрачная версия знаменитой истории про графа Монте-Кристо: молодого и счастливого мужчину без суда и следствия отправляют на каторгу, его обидчик завладевает его семьёй, а спустя много лет несчастный под другим именем возвращается и начинает мстить. Поэтому на первый план выходит не «что» (до последнего в фильме не ясно лишь общее количество трупов, всё остальное понятно уже после 10-15 минут просмотра), а «как». И вот здесь гений Тима Бертона развернулся во всю мощь — режиссёр привычно нарисовал мрачнейший мир, населённый толпой фриков. На этот раз перевоплощению подвергся Лондон, ставший в «Суини Тодд» декадентской галлюцинацией, приправленной чернейшим юмором, местами переходящим в откровенный трэш.

Фильм Тима Бертона «Суини Тодд»Поначалу этот галлюцинаторный мир очень даже радует: словно в страшном сне разнополые фрики, иногда напоминающие ожившие трупы, перемещаются в запредельном пространстве, где властвует вечная полутьма, краски стёрты и веет застарелой депрессией. Однако через какое-то время наступает эффект узнавания: да, в «Суини Тодд» отличный визуальный ряд, но что-то похожее мы уже видели в других картинах Бертона (сравни с «Сонной лощиной» и тем же «Трупом невесты»), то есть можно с сожалением констатировать, что великий и ужасный Тим повторяется. К этому утверждению ещё более подталкивает опять главная роль Джонни Деппа и не менее важная роль жены Бертона Хелены Бонэм Картер, с кем режиссёр работал уже неоднократно, причём их роли были весьма схожими. Более того, когда герой Джонни Деппа Суини Тодд (замечаете, некое буквенное сходство имён) берёт в руки бритву и поёт, что «наконец-то моя рука приобрела законченность», сразу вспоминается первый совместный фильм Бертона-Деппа «Эдвард-Руки-ножницы». Оказывается, Эдвард не исчез в том фильме, в новейшее время ему сделали пластическую операцию (рукопластику, как прикололись бы в «Южном парке») и избавили от ножниц, однако тяга к колюще-режущим предметам осталась, и лишь обретение бритвы доставило ему радость и удовольствие.

Фильм Тима Бертона «Суини Тодд»Если Тим Бертон снова создаёт декадентский мир, что же нового он сказал своим новым фильмом? Как мне показалось, будучи большим ребёнком, режиссёр просто заигрался и ударился в откровенный трэш, свойственный продукции студии «Трома»: как слетевший с катушек цирюльник будет резать глотки, покажут подробно и «с чувством, толком, расстановкой» — откровенно искусственная кровь будет литься рекой, хлестать фонтаном, забрызгивая не только героев, но и камеру (вот до такого чернейшего юмора дошутился Бертон). После третьей перерезанной глотки уже хочется завопить, аки лягушка из анекдота: «Ну ква-атит, ква-атит», но Тим, претендующий теперь на эпитет «кровавый», не щадит чувств смотрящих, в упоении устраивая кровавую баню. Но и это ещё не всё. Убиенные Суини Тоддом не просто канут в вечность в какой-нибудь сточной канаве Лондона, они найдут успокоение в желудках лондонцев, ибо из трупов подельница парикмахера натурально будет печь пирожки (кстати, шутка про пирожки с котятами прилагается). Кости, части тел, всяческие нехорошие штучки в пирожках предлагаются в ассортименте. И в описании это звучит гораздо менее отвратительно, чем показано на экране, ибо Тим Бертон большой художник, а посему мерзость в его фильме — это мерзость в квадрате. Так что «Оставь поп-корн на входе, всяк сюда входящий» — можно не просто поперхнуться, а подавиться.

Фильм Тима Бертона «Суини Тодд»Что удалось Тиму Бертону на пять баллов, так это перенести на экран театральность происходящего. Когда смотришь «Суини Тодд», кажется, что сидишь не в кинозале, а в театре: действие происходит лишь в нескольких помещениях, натурных съёмок почти нет (их по большей части заменяет 3D графика), а персонажи по-театральному условны и эффектны. Справились режиссёр и артисты и с музыкальностью материала, так как перенесение мюзикла произошло буквально — все артисты поют, причём поют именно по-бертоновски, когда хочется смеяться и плакать одновременно, так как выражение «От смешного до ужасного один шаг» для фильма «Суини Тодд» весьма актуально. Отдельное спасибо надо сказать отечественным локализаторам, которые правильно адаптировали фильм для российского зрителя, а именно: здесь нет никакого дубляжа, звучит только оригинальная речь (по большей части, конечно, пение), а перевод дан при помощи субтитров. Естественно, читать текст и одновременно следить за происходящим на экране не очень просто, но пока лучшей передачи иностранного мюзикла не придумано и ужасы нашего городка, наподобие перепетого в России «Чикаго», лишь подтверждают это. Не совсем получилось у Бертона донести до зрителя социальную философию, некие идеи которой вложены в уста демонического цирюльника: за гротеском и откровенным трэшем все здравые мысли тонут безвозвратно.

Фильм Тима Бертона «Суини Тодд»Актёрская игра оставляет двоякое ощущение. С одной стороны, артисты очень убедительны в ролях фриков (Джонни Депп так вообще демон, особенно когда нехорошо улыбается с опасной бритвой в руках), но с другой стороны, их персонажи настолько одномерны, что сопереживать им достаточно трудно. Единственный живой персонаж во всём фильме — это мальчик Тоби (Эдвард Сандерс), чья детская трагедия хоть как-то может зацепить зрительские чувства.

Фильм Тима Бертона «Суини Тодд» — визуально эффектный (местами просто до отвратительности) мюзикл с банальным сюжетом и достаточно предсказуемым финалом. К тому же несмотря на галлюцинаторность фильм слишком натуралистичен, что может оттолкнуть многих зрителей. Скажем так, это Тим Бертон в чистом виде, который потоптался на уже вытоптанном собою же месте. Будем ждать новых открытий от режиссёра, а не повторения пройденного.

Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация