Спустя ровно год до наших экранов добрался лучший детский фильм прошлого Каннского кинофестиваля «Маленькие беглецы». Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда, ибо фильм действительно достойный.
Что-то как-то в нашем безумном современном мире совсем мало выходит на широкий экран фильмов, в которых нет борьбы амбиций и бюджетов. А ведь никто не отменял фразу про «сеять разумное, доброе, вечное». Именно этим «сеянием» занимается в своём фильме «Маленькие беглецы» кубинский режиссёр Хуан Карлос Кремата Мальберти (коротенькое такое имечко).
В этом фильме нет лихо закрученной интриги, нет экшна, нет даже приличных актёров, а те, что есть, жутко переигрывают. Но тем не менее если в конце фильма у вас не дрогнет сердце, значит, вы настоящий чёрствый сухарь.
«Маленькие беглецы», как это и понятно из названия, рассказывает историю маленьких кубинских беглецов — мальчика Хорхито и девочки Малу (кстати, малолетних актёров, исполнивших главные роли, так зовут и в реальной жизни). Завязка — чистая история Ромео и Джульетты: родители не разрешают своим детям общаться друг с другом и хотят их разлучить. Только в отличие от классического шекспировского сюжета никто не травится — дети решают сбежать. Собственно побег и составляет основную часть фильма. Авторы такие хитрецы, что придумали маршрут побега таким образом, чтобы он пересекал Кубу из одного конца в другой, отчего «Маленькие беглецы» смотрятся отчасти неким рекламным роликом острова Свободы. Однако зритель вряд ли будет обижен, так как кубинская природа дивно хороша.
Технически фильм сделан очень интересно: он одновременно напоминает документальное кино, любительскую картину и художественное ленту, где все элементы выполняют определённую функцию. Вот, например, игра взрослых актёров — чистой воды любительство, не выдерживающее никакой критики. Однако именно на их фоне так непосредственно смотрятся дети, пытающиеся перенимать ужимки взрослых и постепенно от них избавляющиеся.
Путешествие детишек по стране выполнено в розовых тонах — не может быть на острове Свободы зла, отчего самым жутким во время побега из дома на пути ребят будет стаффорд слепой женщины и смешной чернокожий толстяк с анимированным уродцем на плечах (анимации в «Маленьких беглецах» немного, но она всегда в тему). И хотя Малу и Хорхито не совсем удаётся избавиться от скованности перед камерой, под конец фильма уже полностью им сопереживаешь. И да: не ждите такого же розового финала — всё ж таки в основе повествования лежит история Ромео и Джульетты.
Что наверняка порадует в фильме россиян старше двадцати пяти лет, так это родной совок на кубинских просторах. Все улицы завешаны портретами вождей, пионеры в пионерских галстуках дают клятву: «Будем как Че!», люди обращаются друг к другу «Товарищ», а по дорогам носятся советские машины и мотоциклы. Просто рай социализма позднесоветского периода.
Напоследок хотелось сказать о зрителях. На сеансе «Маленьких беглецов» присутствовали мама-папы с детьми и дети без родителей, то есть потенциальная целевая аудитория фильма. Однако испорченные «Гарри Поттерами» и прочей голливудской эффектной лабудой, эта целевая аудитория не воспринимала фильм: дети выбегали, болтали, а родители и вовсе вынесли после окончания фильма неутешительный вердикт: «Что за ерунда? Верните наши деньги». Уважаемые, это не ерунда, у этой ерунды гран-при Каннского кинофестиваля, номинация на «Оскар» и победа на фестивале детского кино в Германии. Просто потакая самым простым интересам, Голливуд заполонил экраны именно развлекательным кино, а в «Маленьких беглецах» развлекухи почти нет.
Кубинский фильм можно рекомендовать к просмотру всем без исключения, особенно для семейного просмотра — это доброе наивное кино, где нет насилия ради насилия и прочей чернухи в гламурных тонах. Вот только любителям экшна лучше сходить на очередную серию «Людей Х».
Любите хорошее кино!