Елена Рубинова, статья предоставлена ЕЖИдневником.
Волгоградский музейно-выставочный центр при поддержке Союза художников России и внучки художника Лилии Гаренко представляет юбилейную экспозицию из работ, хранящихся в его мастерской.
Всем, кто знал Бородина при жизни, он запомнился маленьким, худым, болтливым старичком в крошечной беретке, видавшим виды коричневом пальто и тонкой шеей, обмотанной в вечный клетчатый шарф. За свою тягу к общению с малознакомыми людьми был прозван «безумным художником». Но знакомые с ним близко так не считали. Наоборот, ценили его талант, обожали его искромётные шутки и с удовольствием заботились об этом «пожилом ребёнке».
Несмотря на собственную чудаковатость, ясность ума и потрясающую память сохранял мастер до последнего дня: пушкинского «Онегина» цитировал с любого места, а многие его высказывания могут пополнить копилку лучших афоризмов века.
«Художник должен быть дерзким внутри и податливым в жизни. Быть доступным во всём. Гордыню надо искоренять каждодневно. Надо много работать, искать всегда совершенное - сделал хорошо, сделай, ищи ещё лучше. Равнодушие – враг творчества. Надо быть беспощадным к себе. Учиться надо всю жизнь!» - вот заповеди Бородина, которым он неизменно следовал. Результатом кропотливого труда стали сотни законченных картин и эскизов, набросков, о которых некоторые поклонники его творчества не то, что не знали, но даже и не подозревали. Последние годы он мечтал и тщательно готовился к экспозиции, способной многогранно представить его творчество и, возможно, в чём-то удивить. «Готовлю выставку к 90-летию, по утрам бегу в мастерскую и копаюсь до вечера. По утрам физзарядка и… Как это не просто в новое время организовать!» - читаем в личных записях Алексея Ивановича.
Заслуженный художник России Алексей Бородин был танкистом, участвовал в сражении на Курской дуге, несколько раз горел и прошёл все ужасы от начала до конца. Но никого никогда не утруждал разговорами о войне – о ней он «живописал». Поэтому имя его часто ассоциируется с батальными полотнами о событиях Великой отечественной. На этой выставке вы не увидите разрушенных городов и раненых красноармейцев. Неслучайно эта экспозиция получила название «Из мастерской художника». Её основу составили портретные и пейзажные этюды, графические и живописные произведения (всего около двухсот), выполненные Алексеем Ивановичем в разные годы вплоть до конца 90-х. Ознакомившись с представленными работами, можно проследить эволюцию этюдной живописи А. И. Бородина. По словам главного хранителя музейно-выставочного центра, искусствоведа Лидии Ишковой, все они являются свидетельством внимательного, вдумчивого отношения художника к своему ремеслу:
- У каждого холста, картона, рисунка – своя судьба, своё место в определенном временном измерении. Собранные вместе они рождают образ времени, героического, трудного, но исполненного «моральной ясности» и душевной чистоты. Если ранние работы имеют приглушённый тональный строй, то со временем в натурных работах нарастает цветовая напряженность формы, усложняется взаимосвязь цвета и света, усиливается декоративное начало.
Бородин - блестящий портретист. Его модели – колхозница, учительница, студентка, доярка, пенсионерка, женщина-крановщик. Их внешность не безупречна, но глубокий и искренний интерес к изображенной личности, исходящий от автора, и умело подобранные выразительные средства заставляют зрителя подолгу восхищаться реалистическим мастерством художника. Неожиданным открытием стали автопортреты. Удивительно строгий и предельно сосредоточенный, серьёзный, суровый человек смотрит на нас с картин Алексея Ивановича вместо привычного весельчака, балагура и рассказчика.
Но он такой, каким мы его помним и знаем, он рассказал о своём внутреннем мире в многочисленных картинах и рисунках, он живет, пока мы любуемся его произведениями. И, несмотря на жизнерадостное, светлое и доброе настроение всех его работ, нестерпимо грустно от того, что эту радость с нами не смог разделить автор.