главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Город фриков

 
       
Автор: Александр Иванов, 07 июля 2008 г.
       

Нирвана Вот и до Волгограда дошло эхо прошедшего в июне XIX открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» — зрителям предлагается для ознакомления получившая на «Кинотавре» приз «За лучший дебют» фантасмогорическая фрик-драма Игоря Волошина «Нирвана», на деле являющаяся антинаркоманским фильмом, рядящимся в яркие кислотные одёжки.

«Нирвана» — это режиссёрский дебют Игоря Волошина в полном метре (до этого он уже успел стать известным в узких кругах благодаря своим документальным и короткометражным фильмам). И как все дебютанты, молодой режиссёр решился сказать своё слово. Вот только это слово всё больше похоже на выпендрёж. Взяв за основу реальную историю про наркоманов, Игорь Волошин решил снять её так, как никто другой, отчего она стала напоминать один сплошной глюк наркомана, где Санкт-Петербург — это фрик-сити, населённый только инопланетными существами, которые почему-то говорят человеческим языком и даже иногда едят, хотя всё больше употребляют различные наркотические смеси (видимо, им очень плохо на Земле, отчего для адаптации приходится всё время что-то принимать внутрь). К тому же названием фильма «Нирвана» и его панковской стилистикой режиссёр расписывается во вторичности своей картины — на свете уже существует фильм «Нирвана», снятый в стиле кибер-панк больше десяти лет назад Габриэлем Сальваторе.

Нирвана Сюжет фильма чрезвычайно прост, если не сказать примитивен, и при этом максимально невнятен: какая-то непонятная девушка (в фильме все люди фрики, то бишь внешне экстравагантны, поэтому об их внешности говорить нет смысла), заскучавшая в Москве, зачем-то едет скучать в Санкт-Петербург, она почему-то работает медсестрой, живёт в самом убитом жильё, какое только можно представить, и тусит с наркоманами, причём сначала с ними воюет, а потом столь же самоотверженно дружит, а после трагической развязки опять куда-то уезжает. Полтора часа фильма наполнены хождениями и поездками героинь (здесь две героини: просто фрик и фрик-наркоманка) по Санкт-Петербургу, причём Игорь Волошин явно упивается, как выглядят его инопланетные персонажи кислотной раскраски на фоне исторической части Северной Пальмиры, отчего он из раза в раз заставляет их проезжать мимо известных архитектурных памятников. Архитектурная лепота всё время перемежается чудовищным трэшем, в котором обитают герои, и после нескольких повторов (исторический Питер-трэш-исторический Питер-трэш) закрадывается подозрение, что режиссёр возомнил себя ни много ни мало Фёдором Достоевским, создающим свой Петербург — отчасти фантастический, отчасти заживо гниющий. Однако сам Игорь Волошин утверждает, что снимал не фантасмагорию, а фильм про реальность, где внешний вид персонажей отражает их внутреннюю пустоту. Режиссёр либо кокетничает, либо одно из двух, ибо «Нирвана» — стопроцентная фантасмагория, где реальность скособочена и представляет из себя плод весьма нездоровой фантазии.

Нирвана Никто не собирается утверждать, что подобный взгляд — это плохо, однако режиссёр фильма явно хотел показать, что наркоманить — это сокращать жизнь себе и близким, и вот здесь наблюдается расхождение между замыслом и восприятием. Ассоциировать героев-фриков с реальными людьми невозможно, так, во-первых, Волошин сделал их максимально не похожими на людей внешне, а во-вторых, поселил их в ирреальный мир, отчего смотришь «Нирвану» как на некий модный показ какого-нибудь кутюрье, решившего удивить публику футуристическим фрик-шоу. Если же режиссёр хотел показать внутренний мир опустошённого молодого человека (то есть поставить некий диагноз современной молодёжи, ведь Волошин явно претендует больше, чем просто на авторство антинаркотического фильма), то этот мир надо было показывать, а не заниматься заполнением кадра эффектными картинками, дав за все полтора часа хронометража «Нирваны» лишь намёк на духовную жизнь одной из героинь, другой и вовсе не предоставив шанса раскрыть свой внутренний мир. Грубо говоря, Волошин предлагает зрителю по умолчанию принять тот факт, что его персонажи хорошие, просто не повезло им в жизни, вот они и прикалываются, как могут. Вот только сопереживать персонажам-картинкам не из этого мира, которые отчаянно мимикрируют под настоящих людей, не просто не хочется, но и не можется. И финальный выход в трансцендентность не только не трогает, но, если задуматься, может даже возмутить, так как получается, что стать нормальными нарки могут только после смертельной или около смертельной дозы. Сомнительная мораль, не находите?

Нирвана А мораль из фильма можно извлечь совершенно другую, нежели задумал автор (хотя, кто его знает, что там на самом деле задумывал Волошин). Первая мысль — это то, что в Москве скучно и плохо, а в Питере ярко и необычно. Такая установка, дающаяся в современном российском кино уже не в первый раз, словно бы подготавливает массовое сознание к переносу столицы в Санкт-Петербург. Вторая мысль — несмотря на колоссальные вложения в ремонт Северной Пальмиры к её трёхсотлетию, город требует не менее колоссальных вложений, так как люди там могут проживать в нечеловеческих условиях. Мысль, что наркоманить плохо, иллюстрируется гораздо хуже, то есть получается, что основной социальный посыл «Нирваны» проходит мимо, отчего возникает вопрос: а нафига вообще было огород городить с этой наркоманской темой? Фрики — не обязательно нарки, и если требовалось показать современное потерянное поколение двадцати-тридцатилетних, то логично было охватить более широкие молодёжные устремления.

Нирвана Достаточно известные молодые артисты (Ольга Сутулова, Мария Шалаева, Михаил Евланов, Артур Смольянинов), снявшиеся в «Нирване», играют аффектировано и местами претенциозно, особенно это заметно у Евланова, исполнившего роль мега-фрика Ларусса. Пара Шалаева-Сутулова несмотря на уродующий их грим и костюмы весьма обаятельна и развитие женской дружбы их героинь хоть как-то скрашивает невнятность содержания картины. Не удержался Игорь Волошин, давно знакомый с группой «АукцЫон», снять в роли фрика настоящего фрика — Олега Гаркушу, исполнившего роль охранника наркодилера (такой ускользающий юмор).

Нирвана Ну и конечно же, так как «Нирвана» снималась питерской кинокомпанией СТВ, не обошлось без пламенных приветов Алексею Балабанову: как и в «Брате», главная героиня покидает в конце фильма Питер, чтобы уехать в Москву (такое впечатление, что автора преследовали строчки из песни группы «Алисы»: «Я мотаюсь между Ленинградом и Москвой, я здесь чужой, я там чужой»), и как в «Жмурках», в фильме есть эпизод бандитской разборки, могущий украсить бандитскую комедию Балабанова.

А вот что у «Нирваны» самое мощное, так это саундтрек, который, собственно, и впечатляет, дотягивая сцены таким образом, что они производят хоть какое-то драматическое впечатление. Убери из фильма музыку — и смотреть его будет совершенно невыносимо.

Фильм Игоря Волошина «Нирвана» — антинаркоманское фрик-шоу с большой такой претензией на диагноз молодому поколению, хорошее по замыслу, но неважное по исполнению. Откровенно на любителя декадентской темы.
Любите хорошее кино!

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация