главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Толстый Робин Гуд

 
       
Автор: Александр Иванов, 24 декабря 2008 г.
       

Венсан Кассель Спустя месяц на экраны вышла вторая часть французского гангстерского фильма «Враг государства №1» (L'ennemi public №1), получившая в российском прокате подзаголовок «Легенда». Продолжение фильма вышло у Жан-Франсуа Рише таким же стильным и брутальным, однако же совершенно не убедило в настоятельной необходимости двухчастного повествования.

Что хорошо однократно, то, повторенное дважды, может набить оскомину. Создатели «Врага государства №1», конечно же, это понимали, а посему продолжение стремились сделать так, чтобы не заскучал зритель, видевший первую часть, и во всём разобрался зритель, который даже и не подозревает, что у фильма с длиннющим названием «Враг государства №1: Легенда» было начало. Как мне показалось, со вторым Жан-Франсуа Рише справился значительно лучше. А посему, если вы пропустили «Врага государства №1», не верьте тем, кто говорит, что вам нечего ловить на «Враге государства №1: Легенда». Авторы рассказывают продолжение истории одного из самых знаменитых французских преступников так, что всё предшествующее особо и не нужно.

Фильм Жан-Франсуа Рише Вторая часть начинается почти с того же места, что и часть первая, а именно: с места расстрела Жака Мерина в его собственном авто. Только теперь даётся сцена, не предшествующая расстрелу, а последующая после выстрелов. Дальше в том же духе, что и в первом фильме — идёт откат назад и в линейной последовательности рассказываются оставшиеся подвиги Жака Мерина.

Образ главного героя теперь приобретает заявленное в названии качество — происходит трансформация из борца с мировым тоталитаризмом в гангстера сугубо национального масштаба, причём эти метаморфозы происходят с Мерином где-то за кадром. Такое усекновение поля деятельности основного персонажа сводит картину до обыкновенного байопика, к тому же основанного на полной вымысла книге прототипа главгероя фильма, главное достоинство которого — визуальная сторона, ибо борец с системой режиссёром уже был обозначен ранее, но развития этого образа не происходит, более того, он сужается. Жан-Франсуа Рише снова с большой долей симпатии показывает преступную и не только деятельность Мерина, стараясь не акцентировать внимания на последствиях действий своего персонажа, зато смачно показывая его жёсткое публичное убийство полицейскими, а всю идеологию этой французской легенды сведя к программному заявлению: «Не хочу жить по будильнику и по полгода копить на понравившуюся вещь». Воистину, ради такого человека нужно было снимать аж два фильма, причём зарабатывать деньги в прокате на его анархических высказываниях.

Враг государства №1: Легенда Кто бы сомневался, что жить по будильнику и всё в том же духе — совсем не здорово, вот только предлагать взамен профессию налётчика, прикрывающего свои действия красивыми словами и, между прочим, в перерывах между преступлениями живущего вполне буржуазно, совсем нездорово. Справедливости ради стоить заметить, что режиссёр вставляет шпильку своему обожаемому герою, вкладывая в уста богатого старика, сделавшего состояние на доходных домах, ироническую реплику: «Какой же ты революционер? Ты такой же, как я». Возможно, развей Жан-Франсуа Рише эту тему и получился бы рассказ о несоответствии имиджа реальности, однако он лепит всё того же Робина Гуда, причём фактически безо всякого на то основания.

Стилистически «Враг государства №1: Легенда» снова выполнен безупречно: Жан-Франсуа Рише проявляет себя отличным бытописателем, для которого важна каждая мелочь — от бакенбардов до сорта шампанского. Например, сельская сцена, когда Мерин с напарником берёт в заложники семью фермера, выписана просто изумительно да к тому же с хорошим юмором — одна кепка французского колхозника чего стоит.

L'ennemi public №1 Фильм достаточно динамичен, причём не столько за счёт экшн-сцен, сколько за счёт грамотной камеры и искусного монтажа. И хотя ближе к концу картины мелькает мысль, что похождения Жака Мерина можно снимать вечно, устать за два часа просмотра заинтересованному зрителю вряд ли доведётся.

Венсан Кассель так же великолепен, как и в первой части. Помимо исполнения роли харизматичного преступника у него появилась возможность попрактиковаться в искусстве перевоплощения, так как его герой многажды менял личины. Гримёры подошли к изменению внешности своего подопечного с творческим огоньком, а актёр с ловкостью носил хоть бороду с очками, хоть мерзкую лысину с клочками волос по бокам черепа, выглядя аутентично в любом облике. Особенно хорош Кассель с накладным животом, который зрители могли уже мельком видеть в первой части. С грацией беременного медвежонка актёр с удовольствием перемещается перед камерой, радуя и режиссёра, и зрителей. Психологическую характеристику своего персонажа Венсан Кассель постарался обогатить мотивами боязни одиночества, однако к пониманию сути Жака Мерина так нас и не приближает. Борец с девятичасовым рабочим днём, который ради своей цели запросто убивает людей, звучит мелковато и жестоко. Кассель, похоже, так и не смог сам постигнуть своего персонажа, отчего великолепно сыграл внешнюю сторону его деятельности.

Венсан Кассель Враг государства №1 Что Жак Мерин был за человек, так и остаётся загадкой. Возможно, авторы и добивались этого, вот только зачем тогда снимать 4 с лишним часа художественного кино?

Как и первая часть, вторая имеет политическую подоплёку, в частности, упоминаются алжирская проблема и итальянские «красные бригады», однако дальше туманных намёков, мало что говорящих не подкованному по этой части зрителю, дело не идёт. Более того, если быть не в теме, то мимо пройдут отдельные эпизоды, как, например, отличная сцена в машине, когда Мерин с подельником везут журналиста на расправу. Создаётся стойкое впечатление, что либо «Враг государства №1: Легенда» рассчитан на великолепно знающих все нюансы европейской политики тридцатилетней давности людей, либо в фильм не вошло очень многое. Косвенно это подтверждают возникающие ниоткуда и пропадающие в никуда персонажи, на объяснение появления-исчезновения которых просто нет времени.

Сюжет имеет не только схожую с первой частью структуру, но и дублирующие эпизоды: уже упомянутая доставка жертвы на место расправы, похищение богатого старика, побег из тюрьмы. Да, наверное, факты из биографии Мерина не были столь разнообразными, однако второй раз, только под другим соусом, видеть схожие эпизоды довольно-таки странно, и если бы не великолепная актёрская игра и операторская работа, то даже и скучно.

Враг государства №1: Легенда L'ennemi public №1 Помимо Венсана Касселя, по правильной традиции французского кинематографа продвигать доморощенных звёзд, в фильме присутствуют и другие известные актёры. Вместо выбывшего из проекта Жерара Депардье во второй части зрителей радуют Людивин Санье, Матье Амальрик и Оливье Гурме. Последний уже снимался вместе с Касселем в картине «Читай по губам», причём и там противостоял ему по роли. Брадатый комиссар полиции у Гурме вышел на пятёрку. Матье Амальрик после роли водопроводного злодея в «Кванте милосердия» сыграл злодея-гангстера, что с его интеллигентной внешностью ему не вполне идёт, однако актёрского шарма не убавляет. Людивин Санье, привычно полностью обнажившись перед камерой в одном из эпизодов, ничем не удивила, что неудивительно, так как ей досталась довольно безликая роль очередной боевой подруги Жака Мерина, щеголяющей в модных одёжках семидесятых годов.

Фильм Жан-Франсуа Рише «Враг государства №1: Легенда» — стилистически безупречное кино с хорошей динамикой и сомнительной моралью. Как отдельный фильм смотрится неплохо, как вторая часть вызывает сомнение в своей необходимости. Любите хорошее кино!

Авторская оценка по десятибалльной шкале: 6 (шесть).

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация