главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

Ивану нужен воздух

 
       
Автор: Александр Иванов, 11 августа 2009 г.
       

До волгоградского проката начали доходить фильмы-участники минувшего фестиваля «Кинотавр»: первой ласточкой стала картина Ивана Вырыпаева «Кислород», получившая на этом кинофесте аж два приза – за лучшую режиссуру и музыку. После просмотра данной ленты придется очень сильно поломать голову, почему жюри «Кинотавра» решило наградить Вырыпаева как лучшего режиссера: то ли тех самых грибочков из Ленинграда на конкурсном просмотре подавали, то ли судий так сразила молодежная форма повествования, что они потеряли волю безо всяких там псилоцибов.

Кислород

Вот и родилась очередная мания величия в российском кинематографе, жертвой которой пал молодой режиссёр Иван Вырыпаев. Возможно, она у него уже давно, однако только сейчас это стало ясно со всей очевидностью — фильм «Кислород» обнажил её с пугающей отчётливостью. Пьеса, спектакль и аудиоспектакль «Кислород», принёсшие Ивану относительную известность, уже охватили потенциальную аудиторию, но Вырыпаев, судя по всему, страдает комплексом Гришковца, однажды заявившего, что он хочет нравиться всем. И хотя это невозможно в принципе, ходоки до общей симпатии были всегда. Увы, им стал и Иван Вырыпаев. Его первому фильму «Эйфория» ещё можно было простить отсутствие чёткого смысла благодаря визуальному пиршеству и определённой эмоциональности, но вторая картина, где бал правит форма, не особо дружащая с содержанием (с учётом того что и само содержание небогато) может вызвать резкое неприятие. Как выразилась моя знакомая, посмотревшая «Кислород»: «Первые полфильма мне хотелось убить режиссёра — будто на фестиваль видеоарта попала». Отчего такая реакция? А всё просто: фильм «Кислород» по сути художественным фильмом не является, ибо это музыкальная визуализация с претензией (и о-очень большой) пьесы «Кислород», снятая в клиповой эстетике.Кислород До просмотра было жутко интересно, как такой безусловно талантливый автор, как Вырыпаев, сможет трансформировать собственный текст в кинофильм. К вящему удивлению и разочарованию, оказалось, что Иван взял форму аудиоспектакля «Кислород» и добавил к нему картинок. Как это выглядит? Как сборище клипов, слабо связанных смыслом и объединённых парой главных героев, двуединых в обоих своих ипостасях — чтецов текста в студии и персонажей, о которых эти чтецы читают текст. Не бог весть какая находка в принципе, к тому же уже использованная в аудиоспектакле «Кислород». С первых секунд фильма зрителя помещают в рамки, причём в прямом смысле — кадр ограничен рамкой, отчего за его границами на экране остаётся немало пустого пространства. Тут же вылезает менюшка с трек-листом, на котором указаны 10 композиций-главок и 2 бонус-трека, после чего в прямой последовательности демонстрируются 12 клипов. Все клипы примерно одинаковой формы: два артиста, Каролина Грушка и Алексей Филимонов, сидят в студии звукозаписи и проговаривают текст пьесы «Кислород», визуальный ряд перемежается то изображением артистов в студии в роли чтецов, то картинками экзерсисов артистов в роли персонажей Саши энд Саши. КислородПериодически вкрапляется анимация и документальные кадры, а основной фишкой является применение множества эффектов, типа нечёткости кадра, изменения привычного ракурса, анимированных волос, падающей в рапиде посуды, стилизации под хоум-видео и так далее и тому подобное. Собственно, из постоянного визуального искательства и состоит фильм «Кислород». Такое впечатление, что Иван Вырыпаев хотел показать максимум своих креативных возможностей. И в этом-то его главная беда, ибо в «Эйфории» была ровно та же ситуация — Иван стремился продемонстрировать всё, на что способен. Если бы изначально не было такой штуки, можно было бы списать траблы «Кислорода» на пресловутую проблему второго фильма, но тут уже намечается тенденция, из которой следует, что Иван Вырыпаев отличный клипмейкер, возможно, один из лучших (в России-то уж точно), однако более чем посредственный режиссёр, не имеющий собственного стиля и не могущий внятно рассказать свою же историю. Смотреть на детские потуги рассогласовать текст и видеоряд (например, по тексту «ходила босиком», а в кадре героиня в ботинках, и подобное творится регулярно, то бишь намеренно) смотреть даже смешно, хотя возникает резонный вопрос: а какого болта надо было читать текст и пытаться его проиллюстрировать, стремясь при этом внести в иллюстрацию штрихи непохожести?! Может, стоило всё-таки напрячься не в плане фишечек и фенечек для фактически аудиоспектакля, снабжённого цветными картинками, а придумать, как рассказать о современных молодых людях, чтобы торкало не по-детски? Ведь именно этого в конце концов добивался Вырыпаев. Хотя, возможно, я ошибаюсь, и режиссёр ничего не добивался, а просто желал в форме, привычной для молодёжи, поговорить о вечных ценностях, особо не нагружая зрителя хронометражем — «Кислород» идёт до титров рекордные 70 минут. КислородХотя сомнительно, ведь не может же Вырыпаев не понимать, что контакт со зрителем, особенно с молодым, возможен при ассоциации его, зрителя, с кем-то из героев, а этого контакта нет и в помине, так как а) нет героев и б) существующие персонажи настолько аморфны, что, собственно, непонятно вообще, о ком речь. Последнее как раз к вопросу об отсутствии чёткого смысла у фильма. Судя по всему, режиссёр пытался показать обобщённых молодых людей обоего пола, однако дальше крайностей зайти не смог: у него либо гопники из провинции, либо мажоры. А в момент, когда оба персонажа вдруг садятся в дорогие иномарки и с меланхоличным видом едут под меланхоличную музыку посреди урбанистического пейзажа, понимаешь, что это кино опять про кого-то другого, сродни российским сериалам, рассказывающим о «простой» жизни героев, живущих в шоу-румах, одевающихся в дизайнерские одёжки и т.п. Кстати, забавно наблюдать, как Вырыпаев пытается преодолеть рамки, в которые сам себя загнал клиповым построением фильма: местами он показывает как бы фрагменты из жизни, снятые достаточно симпатично, но при этом происходит такой мощный диссонанс с текстом, что только в недоумении пожимаешь плечами. Опять же: кто мешал снять человеческую историю с человеческими персонажами, а не с личными фантазмами Ивана Вырыпаева? Но тут можно вернуться к упомянутой в начале сего текста режиссёрской мании величия. Она налицо: так носиться с не самым своим великим текстом, к тому же нарушить сам принцип пьесы, где подзаголовком идёт «Это АКТ, который нужно производить здесь и сейчас», к тому же несколько раз вставить себя в кадр, где ты покажешь, кто тут главный (камера вдруг от актёров в студии поворачивается к людям за пультом, где рулит Вырыпаев в наушниках), к тому же вставить в фильм кадры, где персонажи идут на фоне гигантской (метров двадцати в длину) рекламной растяжки фильма «Кислород», а чуть выше на большом видеоэкране идёт реклама фильма «Кислород», может только человек с ну очень большим самомнением. Мы тут кино смотрим или где? Получается, что «где» — должны априори восторгаться текстом Вырыпаева и смотреть на его нарцистические всплески.

Кислород

Ну и напоследок пару слов об актёрах. Если приглашение Алексея Филимонова на мужскую роль нареканий не вызывает (хотя гоповатая ипостась удалась Алексею лучше, чем мажорная), то подзабытая в России любимица российского кинематографа («Русский бунт», «В августе 44-го») полька Каролина Грушка своим присутствием в фильме скорее изумляет. Да, она потрясающая красавица, идеально визуально подходит под образ рыжей Саши, но ведь у неё акцент! Это мешает восприятию, более того, текст, где с возмущением говорится, что у нас в стране (то бишь в России) могут посадить за пару растений конопли на огороде, а за употребление алкоголя и пьяное избиение жены тебе ничего не будет, произносится вообще на польском. К чему? Потому что актриса полька? Интересно, а если бы вдруг на роль девушки Саши попала китаянка, она бы говорила этот монолог на китайском?

Фильм Ивана Вырыпаева «Кислород» — типичный экспериментальный артхаус, который будет очень удобно смотреть дома на компе — после одной-двух композиций запросто можно ставить паузу и идти заниматься своими делами. Удовольствие смотреть телевизор (а именно такое ощущение рождается при просмотре картины) в кинотеатре весьма сомнительное. Тем не менее «Кислород» широкой публике можно посмотреть из-за музыки (очень приятный лаунж вкупе со стебливым рэпом и прочей альтернативой), а поклонникам творчества Вырыпаева ради новой редакции пьесы «Кислород», откуда напрочь ушёл мат, надрыв и даже пафос. И да: Вырыпаеву удалось сделать так, что 70 минут фильма длятся вечно и кажется, что они никогда не закончатся.

Любите хорошее кино!

Авторская оценка по десятибалльной системе: 4 (четыре).

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация