Сейчас в разгаре лето, и многие волгоградцы грезят морскими пляжами и турецкими гостиницами. Никого держать не станем. Кому-то нужен и берег турецкий, и Африка очень нужна. Но совсем рядом с нами есть немало примечательных мест. Вот вы внимательно рассматривали карту Волгоградской области? Ну какие же замечательные названия у некоторых деревень и хуторов! Спартак, Динамо (там явно болеют не за «Ротор»), Набат, Бутырка, Мачеха, Попки, Сиськовский, Сарай, Цаца, Невидимка (ее едва ли разглядите на атласе) и даже Новая Паника. Ну почему бы вам не провести отпуск в Зензеватке?
Сенокос некошеный, лес да монастырь
«Сам поезжай туда!» - нервно отозвался кто-то из читателей. Как скажете. Не в Зензеватку, конечно. Но почему бы не стать пилигримом? В Иерусалим пешком не дойти – и обувь жалко, и визы замучаешься собирать. Поэтому попробуем проехаться по самым прославленным православным монастырям региона.
Здание собора Кременского Свято-Вознесенского мужского монастыря было построено в XVIII веке – и это старейшее храмовое сооружение в нашей области. Остальные «старички» датируются только XIX столетием.
Найти монастырь для паломников дело нелегкое. Находится он в Клетском районе, недалеко от станицы Кременской. Относительно недалеко. Близ монастыря ютится хутор Саушкин. К счастью, у шоссе стоит указатель, сообщающий, что в этом месте надо свернуть на грунтовку.
- Сделать один указатель – это 20 тысяч, - рассказывает игумен отец Савин. – И куча согласований. Я поставил указатель без спроса. А то из космоса вид есть, а так не найдешь. У нас самый труднодоступный монастырь в области: зимой и весной не доедешь. Хутор потому и зачах, что дороги нет. Нас даже никто грабить не пытается. Я сочувствую тем ворам, которые решатся сюда добраться. Хотя из-за удаленности от жилья стены-то и уцелели в советское время. А то и их бы растянули!
В обители живут 6 монахов. В хуторе Саушкин – 10 человек. Можно сказать, что монастырь – это хуторообразующее предприятие. Здесь и подзаработать можно, и туристов святое место привлекает. Летом человек по 40 – 50 в неделю все же добираются сюда.
На кухне работает местная жительница Татьяна. Она уроженка этих мест. Но приехала сюда из Москвы, где прожила 22 года!
- Туда не хочу возвращаться. Там суета сует! – отмахивается Татьяна. – Я, как узнала, что здесь монастырь восстанавливают, вдруг решила приехать. Вот никогда б не подумала, что буду жить при храме! Но, видимо, Господь так меня привел.
Сын у нее остался в столице и перебираться сюда вслед за матерью не намерен. Господь пока не привел.
Пока что монастырское хозяйство в руинах. Кирпичи приходится возить из Волгограда. Раньше здесь был свой кирпичный завод. Забегая вперед, отмечу, что подобные мануфактуры были в прежние времена у каждого монастыря, который довелось посетить. При царе открыть свой бизнес было существенно проще, чем сегодня. Бюрократических препон с тех пор поприбавилось.
- Во время войны здесь была детская колония. Местные жители нас до сих пор так и воспринимают, что мы живем в колонии. Потом костно-туберкулезная лечебница была, психиатрическая больница. В 70-х годах здесь нашли газ – был газовый участок и школа. А в 80-х разместили колхоз, - перечисляет о. Савин.
Христианская община – это, по сути, тоже колхоз (коллективное хозяйство), только в данном случае дело это в действительности добровольное. Вот только начальственная рука хозяина тут чувствуется. Настоятель Савин в «прежней жизни» был поваром. Наверно, поэтому на кухне у него царит идеальный порядок, который он старается перенести на все сферы жизни. Будучи ответственным за духовную сферу жизни, он твердо стоит на земле. Поэтому позаботился не только о кухне…
Этот туалет не на территории монастыря, а возле источника неподалеку
- Как отец Савин говорит, люди, прибывая в монастырь, первым делом куда идут? В туалет! – раскрывает секреты Татьяна. – Там он позаботился, чтоб и гвозди вбили – женщинам сумочки повесить.
Действительно, гвозди есть. Как и свет в каждой кабинке.
- В старом мультфильме песенка такая есть: «Жизнь – цепь, а мелочи в ней – звенья. Нельзя звену не придавать значенья». Если учишься, то все получится. Вот пока все у нас получается, - разводит руками священник.
Небесные ласточки
«В гостинице запрещается держать в номере животных, птиц, рептилий, насекомых и пр.» - написано у окошечка администратора серафимовичской гостиницы «Лазоревая», расположенной в одном здании со следственным отделом. Но этот отель с окнами, затянутыми пленкой (на случай внезапной зимы, видимо) и только холодной водой в номерах, не главная достопримечательность Серафимовича.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь вопреки своему названию стоит не на Медведице, а на берегу Дона. Более того, это первый женский монастырь на этой великой реке. И долгое время был вообще единственным.
Он за свою историю был то мужским, то женским, то снова мужским, то опять женским. Участь, постигшая обитель в советское время, пожалуй, типична для православных владений России. В 1923 монастырь официально закрыли, но монашки организовали трудовую артель и вступили в ряды трудящихся советских граждан. Однако через 5 лет большевики их все же разогнали. После войны – детская колония, затем электростанция (в храме стояли два генератора с подводной лодки), в 70-х годах земли отдали под пионерлагерь.
- Провинившихся пионеров ночью в наказание ставили у храма, - выкладывает в беседе со мной местная жительница. – Все стены и колонны в нем были исписаны похабщиной! А еще старожилы нам сказывали, что тут был подкоп под Дон – на левый берег. Конечно, он остался. А куда денется? Но монахини не рассказывают про него.
Зато есть подземные ходы, про которые известно всем. Туда даже пускают, хотя и не разрешили фотографировать. Это рукотворные пещеры, которые в течение 13 лет рыла игуменья Арсения, начальствовавшая здесь во второй половине XIX века. Сначала делала это тайком, по ночам. От такой работы, естественно, получила артрит. Тогда привлекла к трудовому подвигу наиболее приближенных сестер во Христе. К чему такое стахановство? Рытье пещер – это тяжкая повинность, на которую матушка Арсения обрекла сама себя. Такой вот подвиг веры.
- Она начала строить пещеры, чтобы уйти в затвор и почтить страдания Христа и Богоматери, - поведала сестра обители, наотрез отказавшаяся назвать свое имя (по некоторым данным, ее зовут Афанасия). – Пещеры представляют собой два коридора, которые соединяются, образуя круг. Там остался камень, на котором остались следы ладоней и коленей Божьей матери. В пещерах он появился после ее смерти – может быть, его доставили туда по ее завещанию.
Итак, мы спускаемся под землю.
- А вы знаете, как надо прикладываться к святыне? – спрашивает неназванная сестра.
Конечно, никто не знает.
- Православные крестятся тремя перстами справа налево, - начинается ликбез. – После этого прикладываются к реликвии: губами и лбом. А затем произносите молитву. Можно своими словами.
Сейчас ходы укрепили цементом, что повысило уровень влажности. Стены мокрые, в подземной часовне на полу скапливаются лужи. По разным сведениям, длина коридоров от 150 до 200 метров. Если человек среднего роста поднимет руку, то коснется потолка. А если сделать руки в бока, как буква Ф, то локти упрутся в стены. Не сказать, что просторно, но двоим разминуться можно. Я подошел к священному камню, к которому предприимчивые монахини прикладывают сухари и продают в церковной лавке по хорошей цене. Действительно, отпечатки ладоней отчетливо видны. Рельефно проступают следы каждого пальца. Серафимовичский атаман говорил, что минеральный состав этой глыбы не имеет аналогов среди местных камней.
Над обрывом стоит колокольная арка. Некоторые думают, что это такое оригинальное архитектурное решение. На самом деле это все, что осталось от прежнего взорванного строения. Вот ее и приспособили под звонницу. Поблизости искусственный грот с водой. Там замкнутый цикл – водопад начинает работать, когда вилку вставишь в розетку. В стадии восстановления находится деревянный Преображенский храм. Количество куполов на церквях имеет свою символику. Если один, то это в честь единого Бога, если три, то в честь Троицы, пять – Иисус и евангелисты, семь – таинства церкви, девять – ангельские чины, тринадцать – опять Спаситель, но уже в компании апостолов. У Преображенского храма 33 купола! Это по количеству лет земной жизни Мессии.
Священник в храме гудит «Господи, помилуй!». Перечисляет не только традиционные напасти: от глада, от труса, от потопа, но и современные: от атомной радиации и от терроризма. Колокола начинают перезвон – «динь» уносится в небо, а «дон» тяжело обрывается вниз, отражаясь об одноименную реку. Ласточки в сумерках стараются наловить перед сном побольше мух. Их домишки черными комьями лепятся на храмовой стене.
- Побелить, что ль, их гнезда, чтоб они так не выделялись? – смеется сестра обители. – Раз уж ласточки так полюбили нас.
И нигде ни одной вороны.
«Меняю Горки на Гусевку»
В какой монастырь ни приедешь, везде есть свой святой источник. Верующие совершают омовение и наполняют бутыли и канистры. Вспомнился рассказ Ярослава Гашека «О святом Гильдульфе»:
«Было просто необходимо найти поблизости от столба с образом святого Гильдульфа источник целебной воды. По приказанию священника крестьяне изрыли кругом всю долину, но, к сожалению, никакого источника обнаружить не удалось.
Следовало перенести столб куда-нибудь поближе к воде. Священник распорядился поставить его в своем саду, около колодца, аргументируя это тем, что там святой будет охранен от злоумышленников. Одновременно он повесил пять кружек при входе в сад, две – на особый столб около колодца и две добавил к той, которая была под самым образом.
За первую неделю он собрал триста гульденов, на которые вычистил и обложил кирпичом колодец. Все свидетельствовало о том, что Обервашберенталь станет притягательным и выгодным местом паломничества».
В селе Гусевка Ольховского района есть женский монастырь Ахтырской Божией матери. В некоторых церковных документах его называют малой Оптиной пустынью. Когда-то это была самая захудалая обитель, но оптинский старец Амвросий послал в эту глушь Елизавету Годейн, наследницу двух богатейших родов: грузин Багратионов и немцев Годейнов. Удивительно, как богата наша история такими людьми. Это лучший ответ тем, кто ностальгирует по советским временам: до революции Россия была богата людьми, которые и вдали от столицы творили маленькие дела с большим размахом. При этом свои поступки совершали без прицела на ближайшие выборы, а просто по собственному разумению. Потому что так надо было. После падения старого режима благотворителей стало намного меньше. И до сих пор их «популяция» не спешит восстанавливаться.
Годейн продала свои имения, в том числе и знаменитые Горки, и принялась за обустройство села и монастыря. Представительница эксплуататорского класса построила здесь кирпичный и маслозавод, ткацкую и кожевенную фабрики и две школы. На монастырских угодьях распорядилась разбить цветники – привезли заморские растения. А по подворью ходили пернатые цветы – павлины.
- Почему «Актырская»? Вроде, режет русское ухо. Актырь – по-украински «холм», - растолковывает матушка Сергия. – Священник харьковского села Актырка пошел косить траву и увидел огненный столп. И там была нерукотворная икона. И у нас в церкви был первый список с нее, принесенный с Афона.
Местные жители во время воинствующего атеизма уберегли образ. Но их наследники Таисия и Николай Донченковы, несмотря на восстановление прихода, икону в церковь не возвращают, хотя их многократно об этом просили. Но лик Актырской Богоматери все же нашел свою дорогу в храм.
- Нам из Воронежа семья Воробьевых привезла этот образ, - пролила свет на эту история Сергия. – Их дочка Оля необъяснимо заболела – за неделю из девочки превратилась в старушку. Врачи ничего не могли сделать. Мать пошла на базар и увидела иконку – там мать созерцает смерть своего чада. Она начала считать деньги, а продавец, как узнал, для чего женщине так понадобилась эта икона, отдал ее бесплатно! Когда мать домой пришла, Оленька ей сказала: «Эта женщина посмотрела на меня, как мать, и сказала молиться ей». Бедное семейство стало украшать икону – в этом весь православный Воронеж им помог. Когда последний золотой стежок был выполнен, Оля поднялась со смертного одра.
Воробьевы посмотрели в церковном каталоге и увидели, что единственный в России монастырь Актырской Богоматери находится в Ольховском районе Волгоградской области.
Хранящийся в монастыре образ оказался чудодейственным. Он помог исцелиться Юлии Горлановой, у которой был рак 4-й степени. Онкологи были шокированы. Около 15 случаев разрешения от бесплодия. Один юноша из Набережных Челнов выздоровел от ВИЧ-инфекции.
Сейчас в обители 12 монахинь. Все с высшим образованием. Матушка Сергия, например, работала радиокорреспондентом в Саратове. А настоятельница Серафима инженер вакуумной промышленности. Она тоже была свидетельницей чудес, творимых их иконой.
- В 2003 году я в первый раз в жизни увидела бесноватую. Женщина прошла под иконой. И ее будто ударил кто-то – она отлетела метра на три и забилась. Ее тогда силком протащили под иконой. Она лежала без чувств, а потом очнулась и оставила золотое украшение в благодарность иконе за избавление от беса. Потом многие колечки оставляли, но мы их решили снять, после того как у нас пытались украсть икону вместе с золотом.
Чем известен известняк?
- Никакой личной жизни! Только прилег помолиться – отвлекают. Сволочи. В хорошем смысле слова, конечно, - сетует, выходя к нам, староста Каменно-Бродского Свято-Троицкого монастыря Иисей. – Анастасий, иди сюда! Группой поддержки будешь, - зовет он. – Подвижник это наш – целую неделю ничего не ест. Только это его тайна – никому не сказывает.
Настоятеля Елисея (Фомкина) в монастыре не застали – он теперь повышен до епископа, поэтому дел хватает по всей епархии. Вот и пришлось терзать расспросами отца Иисея.
- Я здесь с 21 апреля 2001 года живу, - отвечает он. – Дату легко запомнить: 20 апреля - день рожденья Гитлера, 22 – Ленина, а 21 апреля – день рождения нашего водителя Ефремова. В монастырь пошел, начитавшись разных книжек. До этого бизнесом занимался. В монастырь людей привлекают поиски чуда. Наши продавцы в лавке начали собирать записки тех, с кем что-то такое случилось. Чаще всего почему-то деторождение. Откуда-то сложилось предание про мельничный жернов, который у нас за воротами лежит. У нас спрашивают: «А где у вас камень, от которого беременеют?» - «Может, на котором?» - «Нет, от которого».
Чудом можно считать что угодно. Как-то на лето сюда привезли группу мальчишек-тэквондистов. Среди них был один мусульманин. Дурачась, остальные пацаны запихали его в купель. Он дико разозлился, грозился поубивать всех. Но, когда выбрался из воды, сразу стих. А через несколько дней крестился. Что его толкнуло к такому шагу, никому не сказал.
Сейчас здесь постоянно живут только четверо монахов. Но регулярно приезжают насельники – миряне, которые живут при монастыре, помогая по хозяйству. Как не преминул отметить о. Иисей, наиболее опытные приезжают в период между сенокосом и заготовкой дров, поживут, а перед началом наиболее тяжелых работ собирают пожитки.
Ну а первые богомольцы в этих местах появились еще в XII – XIII вв. Здесь проходил караванный путь. На несколько километров протянулась гряда меловых гор – наследие океана Тетис, который плескался тут в доисторические времена. И в этих холмах водой вымыло пещеры, в которых и поселились отшельники. Постепенно они вгрызались все глубже в известняковые породы, продалбливая новые ходы.
- У затворников было единственное послушание – долбить. Так что никакой цели в этой работе не было, просто послушание, - объясняет Иисей. – Нижний ярус взорвали в советское время. Была такая большевистская «легенда», будто 50 монахинь ушли в эти пещеры после разгона монастыря (он тогда женским был) и пропали. Хотя не очень в это верится – могли просто расстрелять.
Заглянем в пещеры? Было бы непростительно оказаться так близко от них и не попасть туда. Поднимаюсь по меловой дорожке. Вход обустроен, облицован кирпичом. У врат сидит подвижник Антоний в черных очках, борется с искушениями мира сего. Фотографировать себя не разрешает, так как это умертвит его. Внутри прохладно, но сухо. Своды пещеры испещрены разными надписями нерелигиозного содержания. Идти слишком быстро нельзя – свеча в руке так и норовит потухнуть. Но Антоний впереди с фонарем шагает слишком уверенно. А ходы отнюдь не прямые. Метров 5 – и уже свет впереди пропадает за поворотом. И остаться под землей в полной темноте нет никакого желания. Поговаривают, что кто-то из отшельников никак не мог даже здесь добиться заветного уединения и в отчаянии замуровал себя. Тусклое сияние свечи выхватывает из мрака начатые, но недодолбленные ответвления, пещерные кельи и даже катакомбный храм с иконой. На потолке копоть от факелов. Заметил лестницу, спускающуюся в лаз, ведущий на нижний ярус – он сейчас затоплен.
С волнением в детстве читал, как Том Сойер и Бекки Тэтчер плутали по пещере. В Страну подземных рудокопов опять же через пещеру попала Элли в третьем томе серии романов Волкова. Казалось, что все это так и останется в детских книгах. Но вот они – настоящие подземелья почти рядом с домом. Причем, пещер в нашей Волгоградской области, вероятно, намного больше, чем принято думать. Так что открытий чудных предстоит еще немало. Там, в Ольховском районе, таких меловых гор еще множество – целый массив. В некоторых местах слой известняка достигает 50 м. Если рукотворные норы, видимо, есть только в одном холме, то природные пустоты, наверняка, имеются и в остальных.
Ну что, вы все еще не на пути в Зензеватку?
Автор и редакция благодарят Агентство развития
туризма за помощь в подготовке материала