главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Кино / Кинофильмы /

В мире животных

 
       
Автор: Александр Иванов, 28 октября 2008 г.
       

Фильм Валерии Гай Германики В отечественный прокат вышел фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», который чудесным образом дошёл и до Волгограда (как всегда шёпотом сообщаю, что он демонстрируется лишь в «Киноплексе»). Обладатель молодёжной премии «Недели критики» Каннского МКФ, удостоившийся также специального упоминания жюри в конкурсном показе «Особый взгляд», является полной противоположностью гламурному школьному фильму «Розыгрыш» и в почти документальной манере повествует о паре дней из жизни девятиклассниц, проживающих в одном из спальных районов Москвы.

Все умрут, а я останусь Поток гламурной продукции о сытой и довольной жизни в Москве лишь изредка перебивается отдельными картинами, снятыми на грани фола и эксплуатирующими жанр чернухи (например, «Кремень»). Фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» тоже снят на грани фола, однако до пресловутой чернухи практически не опускается, неплохо балансируя на грани реальности и художественного вымысла, чем, собственно, и привлекает зрителя. Показывая частный эпизод небольшой возрастной группки современных московских старшеклассников (девятый-одиннадцатый классы), режиссёр, возможно, даже неосознанно для себя, сигнализирует стране, что в столице нашей родины живут такие же обыкновенные люди с такими же проблемами, как и у всех. Говорю «возможно», потому что Германику прежде всего интересовал девичий мир накануне взросления, однако слова продюсера фильма Игоря Толстунова «Нас интересовали именно московские школьницы» локализуют объект изображения, добавляя к смыслу фильма тот самый антигламурный смысл.

Русское кино Валерия Гай Германика уже успела стать известной в узких кинематографических кругах, три года назад засветившись с документальной лентой «Девочки» на полюбившем её Каннском международном кинофестивале. После этого она сняла не одну документалку и даже попробовала себя в полном метре («День рождения инфанты»), но фильм «Все умрут, а я останусь», презентующий Германику самой широкой публике, является своеобразной вариацией именно «Девочек».

«Все умрут, а я останусь» рассказывает историю трёх девочек, девятиклассниц располагающейся на отшибе московской школы. Они ведут почти растительную жизнь, а все их интересы сосредоточены на потере девственности и возможности набухаться, отчего предстоящая школьная дискотека становится дли них поистине событием планетарного масштаба. Их лексикон беден и убог, сплошные «блин», «типа», «че» и мат составляют почти исчерпывающую их речевую характеристику. Такие современные Эллочки-людоедки, которые повзрослели лет на 15 раньше.

Валерия Гай Германика С учётом того что Германика почти не сгущает краски, её фильм смотрится чуть ли не документальным свидетельством реальной жизни, отчего становится совсем не по себе. Конечно, режиссёр акцентирует внимание только на нужных ей моментах, практически опуская житейский и школьный быт, но и показанного достаточно, чтобы понять, чем живут и дышат её девочки. Словно смотришь передачу «В мире животных», отчётливо осознавая, что её герои существуют рядом.

«Все умрут, а я останусь» снят в технике «Эффект присутствия»: ручной камерой, отчего изображение почти не бывает статичным, звук, судя по всему, писался также на микрофон, и поэтому в уличных сценах можно даже не все понять, что говорят персонажи. Оператору Алишеру Хамидходжаеву можно лишь высказать уважение за проделанную работу, ибо он добился удивительного результата — почти полной идентичности с жизнью. Конечно, это было бы невозможно при неудачном кастинге, но и здесь все у проекта Игоря Толстунова сошлось: на главных ролях заняты пусть и выглядящие постарше своих героинь профессиональные актрисы, а в массовке заняты реальные школьники.

Фильм Все умрут, а я останусь Трое девочек выглядят достаточно аутентично: внешний вид, речь, ужимки, поведение — всё в целом соответствует заявленным четырнадцати-пятнадцати годам героинь. Особенно хороши, на мой взгляд, Полина Филоненко и Ольга Шувалова, действительно выглядящие в фильме очень юно. Агния Кузнецова, знакомая широкому зрителю по роли жертвы насилия в скандальной картине Алексея Балабанова «Груз 200», иногда всё-таки не справляется с ролью и её двадцать четыре года становятся очень даже заметны. Хотя в целом все актрисы справились со своими ролями очень даже неплохо, отчего во время просмотра об их возрастном соответствии своим героиням особо и не задумываешься.

Так как всё внимание сосредоточено на юных героях, то эпизодические взрослые выглядят фигурами случайными и даже техническими. Например, родители Кати (Полина Филоненко) смотрятся чуть ли не карикатурой, хоть вряд ли так их задумывали авторы фильма. Достойнее других выглядит Инга Оболдина, за три небольших появления в кадре сумевшая создать образ. Ей же принадлежит участие в одной из самых смешных сцен картины, где она предлагает мужу убить всех школьников, так плохо влияющих на их дочь.

Валерия Гай Германика Все умрут, а я останусь» В фильме наличествуют загадочные моменты. Например, не всегда понятна работа камеры: героиня может открыть входную дверь в квартиру, зайти внутрь и пойти к себе в комнату, даже не удосужившись закрыть за собой дверь. Или в момент спонтанной интимной близости двух школьников камера вдруг резко поворачивается на сто восемьдесят градусов и показывает пустой коридор, хотя там никого нет и никто из героев туда не смотрел.

Финал картины Германики напоминает концовку фильма Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», где разбушевавшийся мент кроет матом всех и вся. Здесь такой пассионарности у посылающей всех по известному адресу героини Полины Филоненко нет, однако общий стиль соответствует.

Все умрут, а я останусь Что касается названия фильма — «Все умрут, а я останусь», то оно, как мне показалось, больше для красного словца, нежели для передачи смысла. Как некая любимая фразочка Ренаты Литвиновой, которым нет числа в её «Богине», где они употребляются к месту и не к месту.

Фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» — почти документальное кино о современных подростках, в меру жёсткое и в то же время исполненное к ним сочувствия и симпатии. Как будто старшая сестра (а по возрасту режиссёр двадцати четырёх годов от роду как раз подходит) показывает непутёвым младшим сёстрам, как нелепо они могут выглядеть. И да: в фильме присутствуют сцены насилия и неоднократно звучит мат.

Любите хорошее кино!

Авторская оценка по десятибалльной шкале: 6 (шесть).

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация