В Китае, Японии, в Корее и во Вьетнаме понятие воинских искусств наделяется совсем иным смыслом, нежели у нас на родине и в странах Запада. Не победа над противником является конечной целью изучения воинских искусств, но победа над самим собой, преодоление собственных слабостей и недостатков для жизни в согласии с самим собой, окружающим миром, природой и космосом.
«Лучше совершенствуй свой Дух, ведь он вмещает всё и дойти до верхней ступени здесь невозможно, потому что лестница бесконечна…»
Изначально система изучения воинских искусств, как небо от земли, была далека от спорта. Со временем классические воинские искусства нашли применение и в спорте, и в кровавых битвах, но ни то, ни другое не определяет их изначальные сущности. Если бы дело было только в приёмах борьбы, воинские искусства скорее всего окончательно выродились бы после появления огнестрельного оружия. Как это произошло с рыцарскими единоборствами в Европе. Однако традиции живы.
В средние века воинские искусства требовали от человека всей жизни. Их девизом было: «Всё или ничего!». Сами по себе занятия воинскими искусствами не было направлено на превращение человека в суровое орудие смерти. Центральное внимание уделялось развитию внутренней энергии. Но пламя, возникающее из неё, не сжигало – оно дарило тепло и свет. Самопознание в процессе освоения воинских искусств обостряло и восприимчивость человека к прекрасному, к живой природе, к искусству.
Культура и воинственность в истории дальневосточных цивилизаций не просто соприкасаются, но и тесно переплетаются. Наряду с овладением необходимой техники воин приобретал навык управлять колесницей, стрелять из лука, а также обучался этикету, каллиграфии, математике, поэзии и музыке. Надо отметить, что чувство ритма, столь необходимое воинским искусствам, роднит их с музыкой. Человек постигает свою природу, входя в ритм бесконечных превращений, ощущая пульсацию мироздания в своём сердце. Да и весь процесс обучения воинским единоборствам, от азов (занудного заучивания нот) до вершины (сложных пьес и симфоний), похож на занятия музыкой. Наиболее одарённые мастера творят подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной. Не потому ли сегодня воинские искусства находят многочисленных поклонников на всех континентах, в десятках странах?
Причин популярности воинских искусств в современном мире можно назвать немало. В первую очередь – это кризис моральных ценностей. Многие предпочли в качестве панацеи от болезни нашего времени восточную философию, пытаясь по-своему интерпретировать индуизм, даосизм и буддизм. Одной из самых заманчивых и увлекательных форм «восточной мудрости», имеющей также прикладное значение, оказались воинские искусства.
Наверняка каждый, кто интересуется или занимается сам каким-либо видом единоборств, неоднократно задавал себе вопрос: зачем это нужно? И ответ на него для каждого неоднозначен. Одним это необходимо для достижения уверенности в себе, сознания собственной силы, другим – чтобы побить рекорд, выиграть первенство, третьим – чтобы научиться драться. А для многих, если уж драться, то как самураи, – до победы, жестоко и самозабвенно. Едва ли они вспоминают о самой первой заповеди воинских единоборств: никогда не вступать в бой первым или если тебе не угрожает смертельная опасность.
Конечно, в наши дни воинские искусства уже не те, что были много веков назад, - сохранявшиеся в неприкосновенности тысячелетиями. Если когда-то наставник фехтования или кулачного боя мог провести всю жизнь в горах или день и ночь нести стражу в княжеском замке, то сейчас, придя из спортзала, где он только что бился на копьях в подражание своим воинственным предкам, человек переодевается и идёт в магазин. Вместо сложения стихов он читает газету, вместо созерцания луны включает телевизор.
И если сейчас воинское искусство – оружие разрушения, то для его основоположников оно было орудием созидания, созидания самого человека, его тела и духа, его Формы и его Содержания.
А что для тебя воинское искусство, и искусство ли или просто спорт?