Музыкальный театр представил премьеру — оперетту Имре Кальмана «Король скрипачей» (оригинальное название «Цыган-премьер») в постановке главного режиссёра театра Михаила Ковальчика.
Получить полное представление о спектакле, который играют два состава (причём без деления на первый и второй), можно лишь увидев в деле оба. Ваш покорный слуга видел только один состав, где главную роль Пали Рача исполняет Геннадий Шумский. Именно об этом спектакле и пойдёт речь.
Увы и ах, но новый спектакль музыкального театра не стал откровением. Это традиционная постановка, могущая удивить разве что костюмами и декорациями — в отличие от предыдущих спектаклей здесь нет необузданного буйства красок кислотных оттенков. И в этом огромная заслуга художника-сценографа «Короля скрипачей» Фёдора Новикова, который вместе с Ириной Елистратовой является и художником по костюмам. Представляю, как приятно выходить артистам на сцену, если даже у хористов роскошные и детально продуманные костюмы. Что тут говорить о солистах, чьи одеяния выше всяких похвал. Что касается декораций, то они под стать костюмам — красивые задники то в виде нотной тетради, то в виде звёздного неба, многофункциональная конструкция на заднем плане, выполняющая роль дома, лестницы и даже сцены, спускающиеся из-под потолка качели. Вопросы могут вызвать лишь свисающие сверху два колеса (ведь и так всем понятно, что действие в тот момент происходит в доме цыгана) да цыганская повозка с настоящими, не бутафорскими колёсами (зачем в доме повозка и почему по ней постоянно ходят герои?). Но это так, мелочи. А как же потрясающе красиво выглядели артисты в своих костюмах, когда на общем затемнении их эффектно выделяли светом (художник по свету Константин Трофимов)! Так что визуальная сторона «Короля скрипачей» на высоком уровне и может порадовать даже самый взыскательный глаз.
Однако содержательная и музыкальная составляющие спектакля очень даже средни. Если говорить о содержании, то интрига умирает в первые двадцать минут, когда все герои появляются на сцене. А если уже заранее известно, чем всё закончится, становится скучновато. И начинаешь внимательнее всматриваться в детали. Как мне кажется, совершенно не работает одна из ключевых сцен, когда Пали Рач играет на конкурсе скрипачей. В спектакле это выглядит следующим образом: артист Геннадий Шумский поднимается по лестнице, берёт в руки скрипку и начинает водить смычком, в то время как играет другой человек (первая скрипка оркестра Татьяна Склярова). Требовать от артиста полной имитации игры на скрипке бессмысленно, однако когда он пытается это делать и местами не синхронно со звучащей музыкой водит смычком, сцена из драматической превращается в комическую, и вряд ли это было предусмотрено. А ведь можно сделать так, чтобы не было такого видного несоответствия, ведь театр располагает множеством возможностей. Режиссёру, конечно, виднее, но вот лишь один из вариантов: артист поднимается по лестнице, даётся затемнение, он отходит в сторону, на его место становится настоящий скрипач и потом даётся яркий направленный свет лишь на руки человека со скрипкой. И выглядит эффектно, и человек играет по-настоящему.
Также позволю себе ещё одно замечание. Классическая постановка классической оперетты — это, конечно, замечательно. Но когда на сцену выбегает артистка балета и явно танцует что-то наподобие танца Кармен, то душа требует музыки Бизе. Так наверняка не принято, но почему бы не нарушить правила ради большей эффектности? Но это лишь моё личное мнение.
Если говорить о музыкальной части «Короля скрипачей», то она, как мне показалось, не на самом высоком уровне. Оркестр опять местами звучал гораздо громче артистов. Что касается пения последних, то пару Гастон-Зари (Владимир Колявкин и Татьяна Жданова) не было слышно совсем, пару Юлишка-Лачи (Наталья Мещерякова и Роман Байлов) было слышно, но не всегда можно понять, что они поют, и лишь пара Пали-Амалия (Геннадий Шумский и Ирина Вайзбулат) пела достаточно громко и внятно.
В целом премьера музыкального театра «Король скрипачей» не вызывает отторжения, но и не рождает восторгов. Секрет же его, возможно, в словах режиссёра-постановщика Михаила Ковальчика, который накануне премьеры сказал, что главным героем спектакля является музыка. Действительно, музыка Кальмана прекрасна, а живое её исполнение не заменит никакой компакт-диск.
«А как же название?» — спросите вы. Ответ на вопрос прост: по шутливой версии героя-аристократа, выпасом пастушек занимается пастух. А вы разве этого не знали?
Александр Иванов.