Сегодня всё, что есть в волгоградском футболе, в том числе и клуб «Ротор», всё, что связано с этой любимой и популярной игрой, какие-никакие, а традиции — всё имеет уже более чем полувековые корни. А говоря о нашей местной истории этого вида, его былых временах, неизменно и абсолютно всегда вспоминают сталинградский «Трактор». Ту команду, и причём справедливо, называют прародительницей, основательницей и колыбелью всего спорта №1 в городе-герое на Волге. Ещё бы! Ведь именно «Трактор», заводская команда работяг, блистала тогда на полях в играх с сильнейшими и прославленными клубами всего Советского Союза в высшей лиге отечественного футбола. Время неумолимо для всех, и вот сегодня не осталось никого, уже никого в живых из того боевого состава почти 70-летней давности. Последним покинул его без права замены, без преувеличения, выдающийся сталинградский игрок Виктор Матвеев.
В маленькой уютной квартирке в старом доме, прямо вблизи бывшей проходной некогда советского гиганта — тракторного завода, тихо тикают часы с маятником. Жизнь здесь если и не замерла, то лучшие её фрагменты остались где-то там, в сороковых годах. На ковре над ветхим диванчиком широкая красная лента, увешанная различными наградами и спортивными значками, среди которых сразу привлекает внимание медаль «За оборону Сталинграда». И фотографии, много фотографий. Одна из них стоит отдельно в рамке — большая и пожелтевшая от времени. На снимке они — самые первые, вся команда, которая добывала славу родному Сталинграду на футбольных полях перед и после Великой Отечественной войны. Вглядываясь в незнакомые мне лица, ищу его, одного и последнего оставшегося в живых из той боевой дружины. С трудом нахожу и думаю про себя: «Вот таким молодым и бравым парнем был когда-то футболист сталинградского «Трактора» Виктор Матвеев, которому в январе нынешнего года исполнилось уже… 90 лет». Все эти детали запомнились мне во время последней встречи с ветераном сталинградского и волгоградского футбола. Она состоялась за несколько месяцев до шестого мая 2006-го, той самой даты, которую практически никто и никогда из нас предсказать не в состоянии…
Матвейчик, как его ласково называли и кричали с трибун болельщики, был как раз в числе тех 17 футболистов того «Трактора», который в 1938 году дебютировал в высшей лиге или, как называлось ранее, в классе «А» чемпионата Советского Союза. Именно они и 23-летний паренёк Витя были первыми, кто начинал путь в элите сталинградского, а потом и волгоградского футбола. Примечательно, что для Матвеева это был вообще стартовый сезон в команде мастеров, которая, впрочем, и существовала-то всего менее двух лет, появившись на свет лишь в 1936-м. Удивительно, но в составе того заводского коллектива Виктор Петрович провёл больше всех игр и рекордсмен по этому показателю среди остальных своих одноклубников — 189 матчей. Не обделён был футболист и бомбардирскими качествами — 33 забитых мяча и третье место среди других тракторозаводцев. При этом, как вспоминал сам Матвеев, он никогда не был чистым нападающим, как это есть сегодня, но всегда отличался массой иных качеств.
— Один год играл в защите, другой сезон в нападении, — говорил о своём амплуа игрок былой легендарной команды. — Кроме вратарской позиции, на всех местах мог действовать. Где тренеру нужно, туда меня и ставили. Бегал я хорошо. Стометровку за 11 и 8 сотых «пролетал». За счёт скорости выскакивал, на перехвате здорово играл, дриблинг у меня приличный был, техника, удары сильные с обеих ног… Росточком-то я небольшой был, но прыгучий очень. Штрафной мог запросто пробить точно, пенальти.
Со своими одноклубниками ветеран сталинградского «Трактора» переживал разные времена в союзных Чемпионатах. За 12 сезонов, что провёл в большом футболе Виктор Матвеев, его команда практически всегда входила в десятку сильнейших коллективов Советского Союза. А ведь тогда клубное первенство было посильнее нынешнего российского во много раз. Единственное, о чём до последнего сожалел бывший игрок, — «Трактор» так и не попал в призёры. Хотя дважды сталинградцы были в шаге от медалей.
— В 39-м мы стали четвёртыми и обидно уступили Москве. Была у них такая команда «Серп и молот» (ЦДКА. — Прим. А.М.), вот они и заняли третье место в СССР, — вздохнул Петрович. — Но вообще коллектив у нас хороший был тогда, сильный… Мы же играли не как сейчас, а в пять нападающих, два полузащитника, три в защите и вратарь. К тому же и работали как проклятые, но подготовлены физически были лучше, чем сейчас. Спустя два года снова шанс был. Как раз запомнилась поездка на Украину к «Шахтёру». Игра упорная, счёт 2:2, и уже на последних минутах бью, попадаю в штангу и… гол. Мы выигрываем! Потом должны были сразу ехать в Минск играть, а нам говорят: «Война началась…»
Тот футбольный чемпионат СССР грозного 41-го вообще история. Разумеется, из-за Великой Отечественной то первенство так и не было завершено, а победный матч с донецким «Стахановцем» (позже «Шахтёром») оказался последним на ближайшие годы. В том чемпионате волгоградцы провели всего 12 матчей — меньше половины из запланированных на сезон. Хотя он как раз вполне мог стать для «Трактора» призовым. Команда занимала четвёртое место, а Матвеев с восемью забитыми мячами был лидером в споре бомбардиров. Но… чемпионат так и не был доигран. Много замечательных футболистов погибли на фронте, «Трактор» же в полном составе пошёл трудиться на родной завод, а после смены игроки с винтовками в руках ходили охранять различные базы и объекты. Когда война набирала силу и вскоре всю мощь немцев предстояло испытать городу на Волге, футболистам приказали рыть блиндажи по ту сторону могучей реки, а потом…
— Нас за 24 часа эвакуировали в Челябинск под бомбёжками по дороге, — вспоминал Виктор Петрович. — Там работали на заводе, играли в футбол, вот и живы остались… Вернулись в Сталинград 15 сентября 43-го. Разруха… Ходили стадион восстанавливать, гусеницами танки «обували» на тракторном. В 44-м удалось съездить на игры в Тбилиси и Ереван, а в 45-м уже начался новый чемпионат СССР.
С этого сезона Матвеев провёл в большом футболе ещё шесть лет. Затем немного проработал тренером, а вскоре вплоть до 1977-го обосновался в роли слесаря-наладчика одного из привычных заводских цехов. Вот так тогда жили и трудились великие мастера, не получая бешеных гонораров, не являясь профессионалами, а зарабатывая на жизнь как и все. Без привилегий, льгот и особых условий…
С утренней зарядкой и любимой скакалкой Петрович расстался только в 83 года, да и то после серьёзной операции на тазобедренном суставе. А ещё через семь лет его не стало. Его — последнего, кто стоял у истоков легендарной команды, которая дала жизнь всему волгоградскому футболу. До самых последних дней рядом с Матвеевым была его верная супруга Антонина Кузьминична. Тоже мастер спорта СССР, но только по гребле. «У нас не жизнь была, а сказка…» — ещё полгода назад говорила бывшая спортсменка, с которой именно как в сказке «долго и счастливо» Виктор Петрович прожил более 65 лет, отметив, что редко кому удаётся, железную свадьбу в декабре 2003-го!
…Последнего игрока легендарного сталинградского «Трактора» похоронили тёплым майским днём, в разгар сезона его любимой игры, до окончания которого, как и летом 41-го, он так и не дожил. И обидно, что в столь траурной церемонии не принимал участия никто из представителей «Ротора». За него Матвейчик безумно болел и переживал до последнего. Вся печальная миссия легла на плечи областной федерации футбола, руководители которой и проводили Матвеева в последний путь, приколов на лацкан пиджака значок мастера спорта Советского Союза по футболу. Настоящего Мастера спорта…
Андрей Малякин.