главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Театры /

Робертино Лоретти был Колобком?

 
       
Автор: Александр Иванов, 25 сентября 2007 г.
       

123004_3.jpg В Волгограде завершился III Международный фестиваль театров кукол «Серебряный осётр», проходивший с 8 по 13 сентября. Зрители могли увидеть 17 спектаклей 15 театров из 5 стран (России, Украины, Белоруссии, Молдавии и Румынии). Театральный форум получился весьма интересным, но, увы, малозаметным — афиш и баннеров по городу размещено не было, а артисты и режиссёры из волгоградских театров, занятые подготовкой к грядущему театральному сезону, «Серебряного осётра» проигнорировали.

Проигнорировали фестиваль не только волгоградские театральные работники, но и культурное начальство городского и областного уровня и, что самое странное, даже местная пресса. На предшествующей открытию фестиваля пресс-конференции присутствовал начальник комитета по делам культуры администрации г. Волгограда Андрей Зуев и три представителя СМИ включая автора этих строк. Остальные участники прессухи были представителями театров, принимающих участие в «Серебряном осётре», и театральные эксперты. На сами спектакли начальство не ходило и вовсе, а из прессы я заметил только одну свою коллегу, которая посетила аж 2 постановки из 17.

Но не буду больше о грустном. Третий «Серебряный осётр» организационно был проведён без сучка и задоринки, хотя, как я узнал постфактум, многие технические моменты не были решены буквально до самого последнего момента. И честь и хвала мужественной женщине Александре Николаенко (директору Волгоградского областного театра кукол, являющейся и директором фестиваля), что ей удалось обеспечить все зрительские и артистические нужды.

123001_0.jpg Третий «Серебряный осётр» открылся единственной премьерой фестиваля, на показ которой отважились лишь хозяева — наш театр кукол показал премьерную постановку «Золотой ключик», приуроченную к 70-летию театра, так как семь десятков лет назад Сталинградский кукольный театр открывался именно спектаклем «Буратино». И это был действительно отважный поступок — показать премьеру коллегам из разных стран, так как новая постановка, по мнению многих, просто не удалась. Режиссёром-постановщиком выступил очередной приглашённый режиссёр — Валерий Бугаёв, главреж Курского областного театра кукол, художником является работавшая в нашем театре кукол в советское время Нина Забродина, ныне являющаяся главным художником республиканского театра кукол «Ликурич» (г. Кишинёв). Главная проблема, как мне показалась, заключается в выборе фактуры. Валерий Бугаёв почему-то выбрал для постановки «Золотого ключика» его стихотворное переложение за авторством некой Олеси Емельяновой (за сим псевдонимом скрывается супружеская пара, специализирующаяся на подобных стихотворных адаптациях известных детских сюжетов). Мало того что рифмованные строчки крайне примитивны, так ещё и отдают тягой к постмодернизму. Не скрою, отдельные находки здесь есть (например, Мальвина сбегает от Карабаса-Барабаса по той лишь причине, что хочет уйти со сцены молодой и красивой и не ждать, пока её прямо со спектакля понесут в могилу), однако общая концепция вызывает отторжение: перед зрителем разворачивается история в истории, так как Буратино рассказывает про свои приключения, в то время как его клон иллюстрирует его слова. Более того, финал просто не срастается, так как в концовке, позабыв про вставную историю, все персонажи во главе с Буратино выходят на сцену, сообщают, что они прошли через очаг (который болтается где-то на заднем плане) и вышли в областной театр кукол. К не самой лучшей фактуре добавилась и крайняя затянутость «Золотого ключика»: его зачем-то разбили на два акта, отчего он стал длиться почти 1 час 20 минут, но не наполнили динамичным содержанием. Апофеозом длиннот стала сцена Карабаса-Барабаса с Дуремаром, которая шла минут 10, а имела минимальную смысловую нагрузку. В спектакле можно сказать комплимент лишь художнику — Нина Забродина придумала очаровательных кукол, которые только и веселили детвору.

Вообще, к большому сожалению, волгоградские спектакли выглядели слабее всех остальных. Самым ужасным действом «Серебряного осётра» стала постановка муниципального театра «Арлекин» из города Волжского «Дон Кихот и Санчо», вызвавшая бурный смех и не менее бурное обсуждение у участников фестиваля. Казалось, авторы спектакля сделали все мыслимые ошибки, которые только можно сделать: плохие декорации, неудачные куклы, отсутствие навыков кукловождения и чёткой дикции у артистов, безобразный звук и фальшивое пение. Нет, если «Арлекин» — это любительский театр, то претензий никаких, однако у него есть статус муниципального театра, он участвует в смотре профессиональных коллективов, а потому спрос с него такой же, как и с остальных.

123002_1.jpg Недалеко от волжан ушёл спектакль камышинского театра кукол «Калейдоскоп» «Как котёнок научился мяукать». Здесь прежде всего удивило незнание камышанами такого понятия, как авторское право, так как спектакль, помимо одной пьесы, название которой было вынесено в заголовок, содержал и другую, о чём совсем не сообщалось. Сам же спектакль (режиссёр Нина Голубева), казалось, был собран с миру по нитке, отчего в нём присутствовал декорации, которые вовсе были из другой оперы. Общее впечатление от волжского и камышинского спектакля было единым: провинциализм и нищета. Увы, таковы реалии маленьких заштатных театриков, варящихся в собственном соку и не имеющих ни актёрского, ни режиссёрского, ни финансового потенциала.

Тем не менее был на фестивале спектакль, который мог поспорить с волгоградским по степени странности. Это постановка Ставропольского краевого театра кукол «Новые похождения Колобка». Как я узнал, у данного театра, единственного из всех участников фестиваля, нет собственного помещения Возможно этим и объясняется скудость и условность декораций и неудачные куклы. Всё новое, до чего додумался режиссёр спектакля Г. Гольдман, — это сделать придумать Колобку громадные глазищи, отчего он стал похож на маленького монстрика, и заставить его петь, в конце и вовсе заделав из него оперного певца с голосом Робертино Лоретти, исполняющим знаменитую «Джамайку». Всевозможные аллюзии, смешение сказочных сюжетов лишь усложнили спектакль, позволив критикам назвать его концептуальным, и сделали малоинтересным для маленьких зрителей. Как хорошо сказал известный режиссёр и актёр Станислав Железкин, какое у властей Ставрополя отношение к своему театру кукол, такие у театра и спектакли.

Однако большинство фестивальных постановок только радовали зрителей. Ни один «Серебряный осётр» не обходится без народного сюжета про Ивасика-Телесика, эдакого украинского Буратино. На этот раз спектакль «Ивасик-Телесик» представил Винницкий областной театр кукол «Золотой ключик». Как и спектакль Киевского театра кукол «Ивасик-Телесик», версия Винницы была основана на народных украинских обрядах: артисты, обряженные в холщевые рубахи (женщины имели весьма эротичные разрезы), много пели, призывали божества, создавая поэтический фон.

Удивил румынский спектакль театра для детей и молодёжи «Лучеафарул» (г. Яссы): во-первых, он очень странно звучал, так как румыны записали дома фонограмму с русским текстом начитанным хоть и понятно, но с заметным акцентом, а во-вторых, он почти не имел действия. Вся игра строилась на комических захлёбывающихся интонациях Крысы и отличной музыке.

123003_2.jpg Очень мощное впечатление произвёл спектакль белорусского театра «Лялька» из Витебска «Волшебное оружие Кэндзо». Сложные декорации и костюмы, отличное попадание в японский стиль, разнообразные куклы, визуальные эффекты, замечательная музыка (композитор — Олег Залетнёв, с чьим творчеством волгоградцы могли познакомиться в моноопере «Одинокий птах» на недавно проходившем II Международном фестивале театров одного актёра).

Всех развеселили артисты из Набережночелнинского государственного театра кукол, которые из своего спектакля «Гуси-лебеди» устроили настоящее интерактивное шоу: актёры не только сами зажигали на сцене, отмачивая удачные шутки по событиям фестиваля, но вытаскивали на сцену детей и взрослых, делая зрителей полноправными участниками постановки, отчего зал просто ходил ходуном от восторга.

Молдаване из «Ликурича» запомнились удивительным началом своего спектакля «Стойкий оловянный солдатик», когда вышедшие на сцену три артиста по очереди сообщили публике: «Мы — Оле Лукойе». Просто отличную игру продемонстрировал в моноспектакле «Мой хозяин Дон Жуан» Житомирского областного театра кукол Юрий Тарасенко, который и рассказал историю знаменитого ходка до женщин с точки зрения его слуги, и в то же время умудрился сохранить украинский колорит. Правда, именно в этой постановке наиболее ярко проявился языковой барьер: артист играл на украинском языке, а так как текст содержал много тонких шуток, то не носители это родственного русскому языка могли понимать не все. Как мне кажется, в России украинцы и белорусы запросто могут играть на русском языке, а уж тем более если пьеса изначально написана по-русски (как это произошло с пьесой Сергея Ефремова «Мой хозяин Дон Жуан»).

Фестиваль венчала самая зажигательная постановка фестиваля «Тайна персиковой косточки» Дагестанского государственного театра кукол из Махачкалы. Артисты, одетые в национальные дагестанские костюмы, так лихо отплясывали на сцене и зажигательно шутили, что зал благодарил их овациями.

И очень жаль, что такие разноплановые, пусть не всегда удачные, но очень показательные спектакли, в Волгограде мало кто увидел. Увы, таковы наши реалии.

Напоследок хочется порадоваться за наш областной театр кукол, который к своему юбилею наконец-таки обрёл новые кресла: теперь на месте старых и облезших мест для сидений красуются новенькие кресла-трансформеры, очень легко раскладывающиеся, отчего и взрослый, и ребёнок могут сидеть на одном уровне и не мешать друг другу. Остаётся только пожелать одному из старейших наших театров как можно быстрее обрести творческого лидера, так как без него будущее театра выглядит не очень ясно.

Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация