главнаякартаPDA-версияо проектеКак дать рекламуКонтакты

Волгоград

Весь Волгоград
 
Все темы / Волгоградник / Культура / Театры /

Одинокий голос человека

 
       
Автор: Александр Иванов, 16 апреля 2007 г.
       

Театр одного актёраЭтой весной Волгоград фестивалит: лишь закончился фестиваль областных театров «Калейдоскоп премьер», как почти сразу состоялся II Международный фестиваль спектаклей одного актёра «Один и все», который тут же сменил II Всероссийский театральный фестиваль «Эй, ты, здравствуй!», проходящий в эти дни. О нём — чуть позже, сейчас — о редком для Волгограда явлении — международном форуме моноспектаклей.

Когда заслуженная артистка России, руководитель и единственная актриса Волгоградского государственного театра одного актёра Зинаида Гурова проводила два года назад первый международный фестиваль моноспектаклей, то она во всеуслышание громко зареклась проводить что-то подобное в будущем. Однако, как известно, время лечит, а поэтому спустя два года в Волгограде вновь состоялся международный фестиваль, на который приехали гости из Белоруссии, Украины, Эстонии и Германии. Должен был приехать и польский артист Марек Ситарский со своим спектаклем «Как я съел собаку» по Гришковцу, однако в последний момент в его театре сменился директор, поставивший артисту ультиматум: или Марек никуда не едет, или едет и его сразу увольняют из театра. Пан Ситарский, ясное дело, выбрал первое. Об этом поведал уже во второй раз приезжающий в Волгоград Веслав Герас (как и Галина Дяглева из Белоруссии), не одно десятилетие являющийся организатором Вроцлавского фестиваля спектаклей одного актёра. Таким образом из десяти запланированных спектаклей было показано девять, среди которых состоялись показы даже редкого для Волгограда явления, как моноопера. С организационной точки зрения фестиваль «Один и все» сделал небольшой шажок вперёд: все постановки зритель мог увидеть в расположенных на небольшом расстоянии друг от друга Театре одного актёра, кукольном театре и музыкальном театре, отчего при желании всюду можно было легко поспеть, чего не наблюдалось на прошлом фестивале, когда надо было ехать из центра на Красный (отдельные показы тогда проводились в «Царицынской опере») и обратно, отчего физически не всегда можно было успеть по времени. Однако основные минусы второй фестиваль моноспектаклей полностью скопировал у первого. Самое главное — это опять отсутствие широкой рекламной кампании. Да, по городу на столбах висели миниатюрные афиши, отдельные СМИ дали анонсы фестиваля, но не боле. А ведь статус международного фестиваля предполагает привлечение общественного внимания, некую шумиху, создание ажиотажа. Ничего подобного, увы, не было — Волгоград, как всегда, не заметил проходящего на его территории интересного события. Отсюда вытекает и другая проблема — организации зрителей, основная масса которых опять состояла из неподготовленных для восприятия искусства студентов волгоградских вузов и техникумов, могущих запросто разговаривать в голос во время спектакля, давать артистам «ценные указания», не выключать телефоны и т.п. Особое удивление вызывает практически полное игнорирование фестивальных показов со стороны волгоградских артистов: за все дни я видел только представителей музыкального театра, пришедших на белорусскую монооперу и подведение итогов, и двух артистов НЭТа, в качестве официальных лиц от Волгоградского отделения СТД присутствующих на открытии. Хотя, казалось бы, невыездным в основной своей массе местным актёрам было бы интересно посмотреть, как работают коллеги из-за границы, как им живётся на постсоветском пространстве. Не стоит, конечно, забывать, что время спектаклей было не самым удобным (они шли с интервалом примерно в час в 14, 16 часов и 18-30), но ведь театр — это не завод, а международный фестиваль — такая редкость. В будущем, если в Волгограде состоится третий фестиваль моноспектаклей, думается, целесообразно чуть-чуть продлить мероприятие по срокам и давать по два спектакля в день, например, в 18 и 20 часов, и тогда бы большее количество зрителей смогло бы прийти посмотреть спектакли одного актёра.

И последняя проблема — это проблема перевода, вернее, его полного отсутствия. Смотреть, как актёр Маркус Дентлер что-то говорит по-немецки в своём спектакле «Экскаватор», и понимать в лучшем случае одно слово из ста — удовольствие не из великих. Да и мучительно пытаться не упустить нить смысла повествования на украинском и белорусском — тоже мешает адекватному восприятию моноспектакля. Мы как раз обсуждали данную проблему с известным актёром Евгением Редько, заехавшим в родные края на 4 дня. Он поделился впечатлениями и сказал, что, когда видел иностранный моноспектакль без перевода, то понимал лишь, что актёр замечательный, но вот смысл, нюансы ускользали. Когда я задал подобный вопрос Зинаиде Гуровой, та ответила, что ей украинский и белорусский понятны без перевода, а на спектакль немецкого артиста придут студенты факультетов иностранных языков. Интересная постановка вопроса: а как быть подавляющему большинству, кто не воспринимает на слух пусть и родственные, но всё же отличающиеся от русского языки, а по-немецки совсем не понимает?

И не лишним будет сказать, что все перечисленные проблемы — это не чисто волгоградские проблемы. Они характерны вообще для фестивалей спектаклей одного актёра (ну разве что артисты могут посещать показы более активно): рекламы мало, зрителей тоже, а отсутствие перевода — это принципиальная позиция, заключающаяся в том, что между артистом и зрителем не нужен посредник. Представляю себе, как, к примеру, Евгений Гришковец, неоднократно выступавший за границей, вдруг начнёт играть без перевода и сколько зрителей досидит до конца спектакля.

Теперь подробнее о самых ярких спектаклях, представленных на фестивале. Первое сильное впечатление подарил Вячеслав Рыбников из Эстонии, показавший моноспектакль по А. Чехову «Лебединая песня». В арсенале Вячеслава всего 3 моноспектакля, так как после увольнения из театра ему приходится заниматься бизнесом, зато каждый он играет, как последний. Не стал исключением и «Лебединая песня», начало и концовка которого очень символичны: артист выходит на сцену из темноты зала и туда же уходит. Вячеслав Рыбников поработал с этой микропьесой А. Чехова, основанной на рассказе «Калхас», добавил строчки из чеховских набросков и в итоге получился часовой спектакль, где артист отлично показывает трагедию артиста, вышедшего в тираж. Кстати, Вячеслав практикует интерактивность во время своего спектакля, неоднократно обращаясь к зрителям, то прося зажечь свечу, то надевая на близ сидящую девушку платок. В Волгограде подобные приёмы можно увидеть в Театре спонтанности и парадокса Вячеслава Разакова.

СпектакльИнтересно смотрелась белорусская моноопера «Одинокий птах», посвящённая последнему дню из жизни Адама Мицкевича. Солист Михаил Жилюк выступал в тандеме с композитором Олегом Залётневым, который, в отсутствие дирижёра (в Белоруссии эта моноопера исполняется с оркестром и хором), руководил певцом. Конечно, немного странно слушать оперу при минусовой фонограмме (когда музыка идёт в записи), к тому же у Михаила Жилюка были явно какие-то проблемы с голосом (возможно, простуда), тем не менее величественная музыка и драматический талант артиста, близко к сердцу принимающего рассказываемую историю, производили впечатление.

Моноспектаклем в чистом виде можно назвать «Сон» Тараса Шевченко в исполнении украинской актрисы Лидии Данильчук: никакой музыки, из декораций — только два пенька и метла, всё держится только на актёрском мастерстве. Актриса, можно сказать, поразила зрителей, выведя очень неожиданные образы. Особенно поражали её то ли гигантские птицы, то ли какие-то чудесные существа, кликушествующие на сцене на разные, в том числе и очень грозные, голоса. А уж обращению Лидии Данильчук с метлой позавидует не только дворник, но даже и артист.

Самым зрительским на фестивале был моноспектакль по поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», показанный артистом Ростовского академического молодёжного театра (так в Ростове-на-Дону именуется бывший ТЮЗ) Николаем Ханжаровым, который просто-напросто адаптировал классическое произведение (уже самое это определение навевает на нынешнюю молодёжь некую скуку) под современные реалии. В итоге «Демон» выглядит примерно так: под музыку разных стилей (рок, шансон, клубная музыка) Николай Ханжаров изображает лермонтовского Демона, вступающего в общение с другими героями поэмы посредством «аськи» (артист, например, «переписывается» с Тамарой через ноутбук, стоящий в углу сцены) и видео (постоянно идут вставки, снятые Ханажровым со своим и не только участием в разных местах Ростова-на-Дону). В итоге получается такое лоскутное одеяло, которое молодёжь воспринимает на «ура» и встречает артиста после окончания спектакля восторженным рёвом. Действительно, наблюдать за экзерсисами на тему Лермонтова весьма интересно, вот только становится как-то обидно за нашего одного из лучших поэтов: неужели классику придётся каждый раз адаптировать по-новому, исходя из современных реалий? Тогда увы нам всем.

Завершился фестиваль достойно: его хозяйка Зинаида Гурова представила моноспектакль «Старосветская любовь» по рассказу Н. Гоголя «Старосветские помещики». Актрисе удалось замечательно представить в лицах ту наивную любовь двух бездетных старичков, что вывел Николай Васильевич. Временами казалось, что на сцене действительно присутствуют два персонажа, ведущие свой деликатный и смешной диалог. Получился такой наивный, трогательный и грустный спектакль. Он, кстати, так впечатлил Веслава Гераса, что сразу по его окончании поляк объявил, что «Старосветская любовь» приглашается на Вроцлавский фестиваль, как и моноспектакль Лидии Данильчук «Сон».

Завершился II Международный фестиваль спектаклей одного актёра «Один и все» традиционным вручением всем участникам памятных знаков (на волгоградском фестивале не определяются победители), а я поймал себя на мысли: как же хотелось бы, чтобы подобный театральный форум вызывал широкий резонанс, а не являлся локальным событием, о котором даже в местном театральном мире почти ничего не знают. Возможно ли что-то изменить? Большой вопрос.


Что-то случилось с комментариями
Волгоград в сети: новости, каталог, афиши, объявления, галерея, форум
   
ru
вход регистрация в почте
забыли пароль? регистрация